Шахматы первый год обучения

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
комбинированного вида № 464
МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 464
620085 г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы 25Б Тел. 297-21-60

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 464
Протокол № 1 от
«31» августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 464
____________ Хитрикова Н.В.
Приказ № 58 от «31» августа 2022 года

Дополнительная общеобразовательная программа
«ШАХМАТЫ»
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации 1 год (первый год обучения)

Составитель:
Земскова Е.А.

Екатеринбург
2022

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность Программы
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Возрастные особенности развития детей
1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
2. Планируемые результаты освоения Программы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной
образовательной Программы
2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ
3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1. Планирование образовательной деятельности
2. Тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей дошкольного
возраста по курсу первого года обучения
3. Методические материалы

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
дополнительная

общеобразовательная

программа

по

программа

дисциплине

общеразвивающая

«Шахматы»

программа

по

–

дополнительная

(далее

по

дисциплине

тексту

–

«Шахматы»)

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада
комбинированного вида № 464 (МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464)
разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:


Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.


Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании

образовательной деятельности».


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" 0

к
в

СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования

устройству,
дошкольных

содержанию
образовательных

и

организации

организациях»

режима

работы

(Постановление

Главного

государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования, главной
целью которой является полноценное развитие ребенка. Правильно проведенные занятия
по шахматам позволяют воспитанникам учиться рассуждать, сравнивать, обобщать,
предвидеть результаты своей деятельности.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее

развитие

детей

с

учетом

их

возрастных

и

индивидуальных

психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных
потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются
через систему дополнительного образования детей.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение

функциональных

возможностей

развивающегося

организма,

овладение

ребёнком

базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки
использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия
«Шахматы, первый год» И.Г. Сухина – Обнинск «Духовное возрождение», 2019 г.
Дополнительная

общеразвивающая

программа

по

дисциплине

«Шахматы»

определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности
и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы по дисциплине «Шахматы» 1год. Реализуется в форме
кружковой работы и охватывает детей с 5 до 7 лет.
Шахматы являются уникальным надпредметным и наднациональным средством
развития детей. Использование шахмат, как средства обучения способствует успехам
воспитанников в разных учебных дисциплинах. Использование оригинальной системы
дидактических заданий и игр, составляющей основу курса И.Г. Сухина, способствует
усвоению способом деятельности и обретению опыта творческой деятельности при
обязательной

опоре

на

эмоциональное

переживание

–

эмоционально-целостный

компонент социального опыта. При использовании курса «Шахматы, первый год» и
«Шахматы, второй год» это обеспечивается

воссозданием эмоционально-насыщенной

атмосферы занятий. Она обеспечивается тем, что почти каждое шахматное занятие
включает в себя следующие элементы:
1. Сказку (читается дидактическая шахматная сказка или демонстрируется ее
презентация);
2. Импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка);
3. Дидактическая игра;
4. Юмор, смех (использование шуточного материала);
5. Секрет, тайна (использование сюрпризов);
6. Отсутствие проигравших (одно из ключевых условий – «шахматы без
проигравших»);
7. Решение

нестандартных

занимательных

заданий,

способствующих

пониманию воспитанниками красоты как ценности.
Учет всего этого позволяет сделать шахматные уроки увлекательными, эмоциональнонасыщенными и, что особенно значимо, здоровье сберегающими.

Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 2 раза в неделю.
Продолжительность

непрерывной

непосредственно

образовательной

деятельности

для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
В случае если Образовательная программа (далее Программа) реализуется
в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы
группы

соответствует

продолжительности

реализации

Программы)

получение

воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно
с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника
в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители
(законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы
получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную
деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается
в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение
образования

воспитанником,

получающим

дополнительную

услугу.

Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом
развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация
не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной
группы. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных
общеобразовательных программ в одной Организации регулируется локальными
нормативными правовыми актами такой Организации.
1.1.Актуальность Программы
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические
способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как
организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно
внимательными, собранными.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к занятиям.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

1.2.Цели и задачи:
 Развитие и тренировка психических процессов (обучение навыков запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, развитие
логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти);
 Развитие познавательных интересов (изучение основ шахматной игры, расширение
кругозора);
 Развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности;
 Развитие

нравственно-коммуникативных

качеств

личности

(активизирует

объективность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, усидчивость, волю,
уверенность в своих силах, умение предвидеть исход событий);
 Подготовка ребенка к школе (дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают
в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание).
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование
инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости
и умение работать в коллективе.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

–

дополнительная

общеразвивающая программа по дисциплине «Шахматы» содержит дидактические
задания и игры для всех возрастных групп детского сада, содержит перспективное
планирование

занятий

для

детей

старшей

и

подготовительной

к школе групп.

1.3.Возрастные особенности развития детей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Развитие социальных навыков.
Играя и занимаясь со сверстниками, ребенок начинает выражать свои мысли
с помощью слов, а не через действия. Особенно важны ролевые игры – дети
с удовольствием играют «в настоящую жизнь», которая становится для них интереснее.
Они переносят в игру свои представления о мире взрослых. В этом возрасте очень важно
общение детей между собой, нужны совместные игры и выполнение групповых заданий.

Развитие мышления.
Дети в этом возрасте с удовольствием решают различные задачи, что помогает
развитию творческого мышления и стимулирует желание учиться. Но в тоже время
ребенок должен быть уверен в том, что всегда может получить помощь от родителей
и взрослых.
Речевое развитие.
Что касается развития речи, то это период преувеличений. Мысли у детей
постоянно перескакивают с одной темы на другую и им необходимо «выговориться».
Взрослые должны создавать такие условия, чтобы дети могли свободно обсуждать
происходящее и рассказывать друзьям о том, что они делали и что из этого вышло.
Развитие творческих способностей.
Детям данного возраста нравиться чувствовать себя большими и умеющими
что-то делать. Им интересно решать трудные задачи, особенно соревнуясь с другими
детьми. Они уже четко понимают, что им интересно, и любят творить и конструировать.
И хотя до серьезных результатов еще далеко, творческая деятельность важна сама по себе.
Поэтому на занятиях необходимо использовать материалы, с которыми дети могли бы
экспериментировать.

Дети

конструируют

по

условиям,

заданным

взрослым.

Но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов.
У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления
о конструируемых ими объектах.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Развитие социальных навыков.
Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость
от взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети
уже

сами

организуют

игры,

поэтому

особую

важность

приобретает

умение

договариваться. Дети проявляют большой интерес к устройству окружающего мира.
Развитие мышления.
Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму,
цвет, количество предметов, последовательность событий).

В этом возрасте дети

способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает
им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность,

на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут
выполнять предложенные им задания.
Речевое развитие.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом
людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только
правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте
дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других
людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка.
В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными
и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно
используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций
при описании предметов, пересказе.
Развитие творческих способностей.
Шестилетние

дети

более

старательно

относятся

к

своей

деятельности.

Это выражается в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке
какой-либо конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует,
как другие воспринимают и оценивают их деятельность.

1.4.Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
 Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом;
 Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
 Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
 Принцип психологической комфортности – создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;
 Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
 Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

 Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
 Принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах

организации

развивающего

обучения,

и

обеспечивают

решение

задач

интеллектуального и личностного развития.
Организация

образовательного

процесса

основана

на

индивидуальном

и

деятельностном походе.

2.

Планируемые

результаты

освоения

дополнительной

общеразвивающей

программы по дисциплине «Шахматы».
К концу первого года обучения дети должны знать:


Термины, относящиеся к шахматной доске: поле, белое поле, черное поле,

«битое» поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная линия),
диагональ, белая диагональ, черная диагональ, большая белая диагональ, большая черная
диагональ, центр, диаграмма;


Термины, относящиеся к игрокам-шахматистам и результату шахматной

партии: противники (соперники, партнеры); выигрыш (победа), проигрыш (поражение),
ничья;


Термины, относящиеся к шахматным фигурам: ладья, слон, белопольный

слон, чернопольный слон, разноцветные слоны, одноцветные слоны, ферзь, конь, пешка,
ладейная пешка, коневая пешка, слоновая пешка, ферзевая пешка, королевская пешка,
король, начальное положение (начальная позиция), шахматная партия, белые, черные, ход,
невозможный ход, взятие, взятие на проходе, нападение, под боем (под ударом), легкая
фигура, тяжелая фигура, качество, двойной удар, рокировка, короткая рокировка, длинная
рокировка, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат;


Правила хода и взятия каждой фигуры, способы защиты от шаха, цель

шахматной партии, правила поведения за шахматной доской.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
 Различать горизонтали, вертикали, диагонали;
 Верно располагать шахматную доску между противниками;
 Правильно расставлять начальное положение (начальную позицию);

 Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения шахматных правил;
 Производить взятие;
 Рокировать;
 Объявлять шах;
 Находить защиту от шаха;
 Ставить мат;
 Отличать пат от мата;
 Решать элементарные задачи на мат в один ход.

II. Содержательный раздел
1. Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной
образовательной программы.
Программой предусматривается 64 занятия (2 занятия в неделю) для старшей
группы и 64 занятия (2 занятия в неделю) для подготовительной группы на каждый год
обучения.
Учебный курс первого года обучения включает в себя 6 тем: «Шахматная доска»,
«Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятия фигур» (основная
тема курса), «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального
положения». На каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на
детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей.
Программа обучения разработана для применения в старших и подготовительных
группах детского сада.
Перспективное планирование
Месяц
Сентябрь

Тема
Знакомство с
шахматной доской
Горизонталь и
Вертикаль
Диагональ и центр
шахматной доски

Октябрь

Знакомство с
шахматными
фигурами
Начальное
положение в
шахматной партии
Ладья
Слон
Слон

Ноябрь
Ладья против слона
Ферзь

Цели
Дать детям представление о шахматной доске, как игровом
поле для шахмат
Познакомить детей с линиями на шахматной доске,
поупражнять их в быстром, правильном нахождении
вертикалей и горизонталей
Научить детей видеть диагональ на шахматной доске, не
путать ее с другими линиями. Научить детей определять
центр шахматной доски
Познакомить детей с шахматными фигурами.
Сформировать у детей понятие о пешке, способах ее
передвижения.
Познакомить детей с понятием шахматной партии,
расстановкой шахматных фигур в начальном положении
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами
Познакомить детей с игрой разнохарактерными фигурами,
научить и нападать, и защищаться от фигур противника
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами

Декабрь

Ферзь против ладьи
и слона
Конь
Конь против ферзя,
ладьи и слона
Пешка

Январь
Пешка против
ферзя, ладьи, слона
и коня
Король

Февраль

Король против
других фигур
Шах

Мат
Мат
Март
Ничья, пат
Рокировка
Апрель

Шахматная партия

Май

Шахматная партия

Познакомить детей с игрой разнохарактерными фигурами,
научить и нападать, и защищаться от фигур противника
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами
Познакомить детей с игрой разнохарактерными фигурами,
научить и нападать, и защищаться от фигур противника
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами
Познакомить детей с игрой разнохарактерными фигурами,
научить и нападать, и защищаться от фигур противника
Дать представление о шахматной фигуре, правилах хода и
взятия и ее ценности и взаимодействии с другими фигурами
Познакомить детей с игрой разнохарактерными фигурами,
научить и нападать, и защищаться от фигур противника
Сформировать понятие о шахе, как о нежелательной
ситуации для короля, научить детей разным способам
защиты от шаха
Дать детям определение «мат». Научить детей ставить мат
на малоклеточной доске.
Продолжать формировать у детей понятие «мат». Научить
детей ставить мат на малоклеточной доске.
Дать детям определение «ничья», «пат». Объяснить детям
все варианты ничьей
Сформировать понятие о рокировке, объяснить правила и
виды рокировки
Подвести итог определения, что такое шахматная игра,
закрепить полученные знания и умения играть в шахматы,
вызвать интерес играть в шахматы.
Игровая практика

2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ
Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на
адекватный возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательном
процессе используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего
дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность,
дидактические игры и задания, игровые упражнения, головоломки, кроссворды, чтение,
рассматривание

и

обсуждение

художественных

книг,

просмотр

и

обсуждение

мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях,
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие
задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины, экскурсии.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной
деятельности

дошкольников,

являются

важным

фактором

успешности

усвоения

материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на
развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его
потребностей.
По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается
классификация методов, предложенная С.И.Петровским и Е.Я.Голантом: словесные,
наглядные, практические.
Следующая

классификация

методов,

предложенная

М.Н.Скаткиным

и

И.Я.Лернером, позволяет определить характер познавательной деятельности детей и
способ усвоения содержания образования.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный
методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении
шахматной доски, обучении правилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы
реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат,
вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход.
Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление
к самостоятельному поиску ответа.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Комплекс приемов:

внимания,

приемы формирования и активизации отдельных операций мышления,
памяти,

восприятия,

воображения

(иллюстрирование,

демонстрация,

презентация, театрализация, и т.д.);


приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в

мыслительной деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация,
конструирование, моделирование и т.д.;



приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра,

имитация, праздники, экскурсии и т.д.);


приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого

характера и т.д.);


приемы

управления

межличностными

отношениями

(совместное

нахождение лучшего решения и т.д.).
Педагогическая

целесообразность

программы

«Шахматы»

заключается

в

выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы,
которые в полной мере решают все задачи шахматного образования детей старшего
дошкольного возраста.
3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Для воспитанников первого года освоения Программы приоритетной сферой
инициативы

является

внеситуативно-личностное

общение.

Педагог

осуществляет

следующую деятельность по поддержке детской инициативы:
- создает положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и
теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
- поощряет созидание по собственному замыслу, обращает внимание на полезность
будущего продукта для других, доставленную радость окружающим;
- создает условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
- помогает детям в решении проблем организации игры;
- привлекает к планированию деятельности коллектива детей на день и более
отдаленную перспективу;
- создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей по интересам.
4. Особенности

взаимодействия

педагогического

коллектива

с

семьями

воспитанников
Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Так
наряду с познавательной деятельностью, важна деятельность воспитателей группы,
педагога по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, педагогапсихолога.

С целью повышения качества организации деятельности по шахматному
образованию реализуются следующие формы работы с педагогами:
 Показ открытых мероприятий;
 Педагогический практикум «Играем вместе»;
 Мастер-класс «Играем с детьми на фрагментах шахматной доски»;
 Совместная подготовка и проведение шахматных развлечений и праздников;
 Выступление на педагогическом совете по теме «Шахматный кружок, как
форма развития школьников».
В процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода
отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения.
Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть
активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные
выводы, вносить предложения.
Взаимодействие с родителями
Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с
родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и
воспитательный процесс.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы
сотрудничества:
 Родительские собрания с использованием слайдовых презентаций с целью
знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в
шахматы;
 Наглядный материал в родительском информационном уголке, с целью
знакомства родителей с работой шахматного кружка;
 Тематические

консультации

с

целью

педагогического

просвещения,

обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетенции
родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к
познанию;
 Индивидуальные беседы об

успехах

детей

с целью

установления

доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к
сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по
шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам;

 Анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения
представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения
родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его
реального осуществления в семье.

III. Организационный раздел.
1. Планирование образовательной деятельности
Занятия с детьми проводятся два раз в неделю. Занятия проводятся подгруппами по
8-10 детей.
Учебный план первого года обучения:
№

Тема

Количество занятий*
Всего:
Теория
Практика
6
2
4

1.

Шахматная доска

2.

Шахматные фигуры

2

0,5

1,5

3.

Начальное положение фигур
на шахматной доске
Шахматная фигура «Ладья»
Шахматная фигура «Слон»
Ладья против слона
Шахматная фигура «Ферзь»
Ферзь против ладьи и слона
Шахматная фигура «Конь»
Конь против ферзя, ладьи и
слона
Шахматная фигура «Пешка»
Пешка против ферзя, ладьи,
слона и коня
Шахматная фигура «Король»
Король против других фигур
Шах
Мат
Ничья, пат
Рокировка
Шахматная партия
Игровая практика
Повторение пройденного
материала
Открытое занятие
Путешествие в Шахматную
страну
Итого:

1

0,5

0,5

5
4
2
4
2
4
2

1
1
0,5
1
0,5
1
0,5

4
3
1,5
3
1,5
3
1,5

4
2

1
0,5

3
1,5

2
2
4
6
2
2
5
8
2

1
0,5
1
2
1
1
1
0
0

1
1,5
3
4
1
1
4
8
1

1

1

0

72

19,5

52,5

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

*1 занятие – 25 минут

2. Тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей
дошкольного возраста по курсу первого года обучения
Содержание образовательной деятельности
1. Тема «Знакомство с шахматной доской».
Программное содержание: дать детям представление о шахматной доске как игровом
поле для шахмат, дать детям краткую историческую справку о возникновении шахматной
игры, фигурах. Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в
быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. Учить детей видеть
диагональ на шахматной доске, не путать ее с другими линиями, учить находить центр.
Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы: сюрпризный момент, игровой, рассказ педагога, объяснение,
демонстрация, создание ситуации успеха, вопросы к детям, построение графических схем,
рифмовка, повторения, задания на построение, загадывание шахматных загадок, просмотр
презентаций, дидактические задания.
Занятие 1. Чтение – инсценировка дидактической сказки-легенды «Удивительные
приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской, ее вариантами. Белые
и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска
и шахматные поля квадратные. Рассматривание иллюстраций на стр.7 учебника ч.1.
Выполнение упражнений на стр.8-9 учебника ч.1. Чтение инсценировка дидактической
сказки «Котята-хвастунишки». Блиц-опрос (стр.9 пособия).
Занятие 2. Положение шахматной доски между партнерами. Рассматривание
иллюстрации на стр.10 учебника ч.1. Упражнения: расположи шахматную доску
правильно; разложи шахматные поля; раскрась клеточки как на шахматной доске (в
шахматном порядке).
Занятие 3. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Чередование
белых и черных полей в горизонтали (стр.11 учебника ч.1). дидактические задания и игры
«Горизонталь» (с пешками), «Кто быстрее составит горизонталь?», «Исправь ошибки
художника» (стр.14 учебника ч.1), графическое задание «Раскрась по-разному».
Занятие 4. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске (стр.12 учебника
ч.1). чередование белый и черных полей в вертикали. Дидактические задания и игры
«Вертикаль» (с пешками), «Кто быстрее составит вертикаль?», «Исправь ошибки
художника» (стр.14 учебника ч.1), графическое задание «Раскрась по-разному».
«Горизонтально-вертикальная игра». Выполнение упражнения на стр.13 учебника ч.1.
Блиц-опрос (стр.12 пособия).

Занятие 5. Диагональ. Рассматривание иллюстраций (стр.15 учебника ч.1). Отличие
диагонали от вертикали и горизонтали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие

диагонали.

Дидактические

игры:

«Поиграем-угадаем»,

«Диагональ».

Упражнения: Найди самую короткую и саму длинную диагональ. Какого цвета самая
длинная диагональ? Исправь ошибки.
Занятие 6. Центр. Форма центра. Рассматривание иллюстраций (стр.16 учебника ч.1).
количество полей в центре. Упражнения: найди диагонали и центр шахматной доски на
рисунке (стр.17 учебника ч.1); раскрась центр. Викторина «Диагональ и центр» (стр.15
пособия)
2. Тема Знакомство с шахматными фигурами
Программное

содержание:

Познакомить

детей

с

шахматными

фигурами.

Формировать у воспитанников понятие о ладье, слоне, ферзе, коне, пешке, короле,
особенностях и способах передвижения. Вызвать у детей интерес, расширить кругозор.
Методические приемы: игровой, создание ситуации успеха, рассказ педагога, объяснение,
вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, шахматные загадки, рифмовка,
повторения, просмотр презентаций, викторина, дидактические задания.
Занятие 7. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Рассматривание шахматных фигур на стр.18 учебника ч.1., сравнение с деревянными
фигурами. Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», «Поиграем-угадаем»,
«Что общего», «Большая и маленькая». Упражнение: Найди фигуру на рисунке (стр.19
учебника ч.1).
Занятие 8. Дидактические задания и игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Запретная фигура», «Поиграем-угадаем», «Что общего», «Большая и маленькая».
3. Тема «Начальное положение»
Программное содержание: Формировать представление воспитанников о начальной
позиции шахматных фигур перед партией. Развивать навык быстрого построения фигур.
Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы: игровой, создание ситуации успеха, рассказ педагога,
объяснение, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, шахматные загадки,
рифмовка, повторения, просмотр презентаций, викторина, дидактические задания.
Занятие 9. Расстановка фигур перед шахматной партией (на демонстрационной
доске). Разучивание рифмовки о начальном положении. Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правило: ферзь любит свой
цвет. Рассматривание иллюстраций стр.20 учебника ч.1. Дидактические задания и игры:

«Мешочек», «Да и нет». Игра-викторина «Начальное положение» (стр. 21 пособия для
учителя)
4. Тема «Ладья»
Программное содержание: дать представление о шахматной фигуре, способах
действий ее ценности. Развивать навыки хода, взятия фигуры противника, планирования
ходов и составления плана действий с ладьей. Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и
схем, презентаций, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем,
рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Занятие 10. Загадки о ладье. Место ладьи в начальном положении. Разучивание
рифмовки о ладье, способах ее хода. Рассматривание иллюстраций на стр.22 учебника.
Ход и его правила. Ход ладьи. Упражнения «Поставь ладью на ее поле», «Покажи
способы хода ладьи», «По каким клеткам может ходить ладья». Взятие. Дидактическая
игра «Один в поле воин» (стр.23 учебника). Игра-викторина (стр.27 пособия)
Занятие 11. Дидактическая игра «Кратчайший путь», стр. 24 учебника.
Дидактическая игра «Лабиринт», стр.25 учебника.
Занятие 12. Дидактическая игра «Перехитри часовых», стр. 26 учебника
Занятие 13. Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (фрагмент 6 полей), стр. 27
учебника. Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (фрагмент 9 полей), стр. 27
учебника
Занятие 14. Дидактическая игра «Ограничение подвижности», стр. 29 учебника.
5. Тема «Слон»
Программное содержание: дать представление о шахматной фигуре, способах
действий и ее ценности. Развивать навыки хода, взятия фигуры противника, планирования
ходов и составления плана действий со слоном. Вызвать у детей интерес к шахматам,
расширить кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и
схем, презентаций, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем «Ходы
слона», рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций.
Занятие 15. Загадки о слоне. Место слона в начальном положении. Разучивание
рифмовки о слоне, способах его хода. Белопольные и чернопольные слоны. Одноцветные
и разноцветные слоны. Рассматривание иллюстраций на стр.30 учебника. Упражнения
«Поставь слона на его поле», «Покажи способы хода слона», «По каким клеткам может

ходить слон», «Охотник и заяц». Взятие. Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
Упражнение «Может ли чернопольный слон побить белопольного и наоборот?».
Дидактическая игра «Один в поле воин» (стр. 31 учебника). Игра–викторина (стр.36
пособия)
Занятие 16. Дидактическая игра «Кратчайший путь», стр. 32 учебника.
Дидактическая игра «Лабиринт», стр. 33 учебника
Занятие 17. Дидактическая игра «Перехитри часовых», стр. 34 учебника
Занятие 18. Дидактическая игра «Ограничение подвижности», стр. 36 учебника.
6. Тема «Игры со слоном и ладьей»
Программное содержание. Развивать навыки хода, взятия фигуры противника,
планирования ходов и составления плана действий со слоном и ладьей.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и
схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения,
задания на конструирование позиций. Графические схемы «Атака неприятельской
фигуры».
Занятие 19. Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры», стр.37 учебника.
Дидактическая игра «Двойной удар», стр.38 учебника
Дидактическая игра «Взятие», стр.39 учебника
Дидактическая игра «Защита», стр.40 учебника
Дидактическая игра «Выиграй фигуру», стр.40 учебника
Занятие

20.

Дидактическая

игра

«Перехитри

часовых»,

стр.42

учебника

Дидактическая игра «Сними часовых», стр.42 учебника
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (фрагмент 4 поля), стр.43 учебника
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (фрагмент 6 полей), стр.43 учебника
Дидактическая игра «Ограничение подвижности», стр.45 учебника
7. Тема «Могучая фигура Ферзь»
Программное содержание. Формировать представление о ферзе, способах
действий, его ценности и взаимодействия с другими фигурами. Развивать навыки хода,
взятия фигуры противника, планирования ходов и составления плана действий с ферзем.
Развивать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и
схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения,
задания на конструирование позиций. Построение графической схемы «Ход ферзя».

Занятие 21. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь –
тяжелая фигура. Рассказывание легенды о ферзе, разучивание рифмовки о ферзе, способах
его хода. Упражнения «Поставь ферзя на его поле», «Покажи способы хода ферзя».
Занятие 22. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь»,
«Лабиринт» (стр.47-49 учебника). Блиц-опрос стр.47 пособия для учителя.
Занятие 23. Дидактическая игра «Перехитри часовых» (стр50 учебника)
Занятие 24. Дидактическая игра «Ограничение подвижности» (стр52 учебника)
8. Тема «Игры с ферзем, ладьей и слоном»
Программное содержание. Развивать навыки хода, взятия фигуры противника,
планирования ходов и составление плана действий с ферзем, ладьей и слоном.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и
схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения,
задания на конструирование позиций.
Занятие 25. Дидактические задания «Атака неприятельской фигуры» и «Двойной
удар» (стр.53-54 учебника)
Дидактические задания «Взятие» и «Выиграй фигуру» (стр.55-56 учебника)
Занятие 26. Дидактическое задание «Игра на уничтожение» (фрагмент 4 поля),
(стр.59 учебника)
Дидактическая игра «Игра на уничтожение (фрагмент 6 полей) (стр.59 учебника)
9. Тема «Шахматная фигура «Конь»
Программное содержание. Формировать представление о новой фигуре, способах
действий, ее ценности и взаимодействии с другими фигурами. Развивать навыки хода,
взятия фигуры противника, планирования ходов и составления плана действий с конем.
Развивать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор.
Методические приемы. Построение графических схем «Ход конем», моделей,
рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций, буквенно-цифровые коды,
самостоятельное конструирование позиций. Решение графических схем и практических
упражнений.
Занятие 27. Рассказывание легенды о фигуре – конь. Разучивание рифмовки о коне,
способах его хода. Упражнения «Поставь коня правильно», «Покажи способы хода коня»,
«По каким клеткам может ходить конь» (стр.62 учебника)
Занятие 28. Конь – фигура легкая. Игры «Репка», «Теремок», «Чудесный
мешочек». Графическое задание «Укажи стрелками ходы коня». Упражнение «Отгадай
шахматные загадки». Дидактическая игра «Один в поле воин» (стр.63 учебника).

Занятие 29. Блиц-опрос с.60 пособия. Дидактическая игра «Кратчайший путь»
(стр.61 учебника), «Захват контрольного поля» (стр.67 учебника)
Занятие 30. Дидактическое упражнение «Игра на уничтожение» (стр.61 пособия),
«Ограничение подвижности» (стр.68 учебника).
10. Тема «Игры с конем, ферзем, ладьей и слоном»
Программное содержание. Повторение пройденного материала о фигуре – конь.
Развитие навыков хода, взятия фигуры противника, планирования ходов и составления
плана действий с конем.
Методические приемы. Построение графических схем, моделей, рифмовка,
повторения,

задания

на

конструирование

позиций,

буквенно-цифровые

коды,

самостоятельное конструирование позиций. Решение графических схем и практических
упражнений.
Занятие 31. Блиц-опрос с.60 пособия. Дидактическая игра «Атака неприятельской
фигуры», «Двойной удар», «Взятие» (стр.69-71 учебника). Дидактическая игра «Защита»,
«Выиграй фигуру» (стр.72 учебника).
Занятие 32. Дидактическое упражнение «Перехитри часовых», «Сними часовых»
(стр.73-74 учебника). Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (фрагмент 6 полей)
(стр.75 учебника).
11. Тема «Пешка»
Программное содержание. Формировать представление о пешке, ее свойствах и
ценности, взаимодействии с другими фигурами, развивать навыки хода, взятия фигуры
противника, планирования ходов и составления плана действий с пешкой, развивать
интерес у детей к шахматам, расширять кругозор.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 33. Графические схемы «Начальное положение», «Правила хода»,
«Взятие» (стр3-4 учебника, ч.2). Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская
пешки. Разучивание рифмовки о пешке, способах ее хода. Упражнения «Поставь пешку на
ее поле», «Покажи способы хода пешки», «По каким клеткам пешка может ходить».
Превращение пешки. Дидактические задания «Один в поле воин» (стр 4-5 учебника 2ч.)
Занятие 34. Загадки о пешке. Свойства пешки, взятие на проходе. Блиц-опрос с.71
пособия.
Занятие 35. Дидактическая игра «Лабиринт» (стр.6 учебника, ч2.)

Занятие 36. Дидактическая игра «Ограничение подвижности» (стр.7-8 учебника,
ч2)
12. Тема Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня»
Программное содержание. Повторение пройденного материала о пешке, развивать
навыки хода, взятия фигуры противника, планирования ходов и составления плана
действий с пешкой.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 37. Дидактическая игра «Атака неприятельской фигуры» (стр.9 учебника,
ч2). Дидактическая игра «Двойной удар», «Взятие» (стр.10-1 учебника, ч2)
Занятие 38. Дидактическая игра «Защита» (стр.12, учебника, ч2).
13. Тема «Король»
Программное содержание. Формировать представление о фигуре – король, ее
свойствах и ценности, взаимодействии с другими фигурами, развитие навыков хода,
взятия фигуры противника, планирования ходов и составления плана действий с королем.
Развивать у детей интерес шахматам, расширить кругозор детей.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 39. Повторение ходов всех фигур, кроме короля. Место короля в
начальном положении. Ход короля. Рассматривание схемы (стр.17 учебника, ч2). Взятие.
Демонстрация на доске. Загадки о короле. Дидактическое задание «Один в поле воин»
(стр.18 учебника, ч2). Блиц-опрос (с.82 пособия).
Занятие 40. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические игры
«Кратчайший путь», «Лабиринт» (стр.19-20 учебника, ч2). Дидактические игры
«Перехитри часовых», «Захват контрольного поля» (стр.21-22 учебника, ч2).
14. Тема «Король против других фигур»
Программное содержание. Повторение пройденного материала о короле, развитие
навыков хода, взятия фигуры противника, планирования ходов и составления плана
действий с королем.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.

Занятие 41. Повторение ходов всех фигур. Дидактические задания «Атака
неприятельской фигуры, «Двойной удар» (стр.23 учебника, ч2)
Занятие 42. Дидактические задания «Взятие», «Перехитри часовых» (стр24-25
учебника, ч2).
15. Тема «Шах – что это?»
Программное

содержание.

Формирование

понятия

шах,

как

ситуации

нежелательной для короля, обучение воспитанников выводить короля из-под шаха
разными способами.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 43. Что такое шах? Шах ферзем, ладьей, слоном, пешкой (стр.29 учебника,
ч2)
Занятие 44. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания (стр.30 учебника,
ч2).
Занятие 45. Дидактические задания «Шах или не шах?», «Дай шах»( стр.3132учебника, ч2)
Занятие 46. Повторение пройденного материала: на демонстрационной доске
решение упражнений «Объяви шах».
16. Тема «Мат – что это?»
Программное содержание. Формирование понятия «мат» у детей. Обучение
воспитанников постановке мата на многоклеточной доске.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 46. Объяснение понятия «мат». Изучение положений на стр. 44 учебника
часть вторая, где мат черному королю поочередно объявляют ферзь, ладья, слон, конь,
пешка. Дидактическая игра «Мат или не мат» (стр. 45 учебника, ч2)
Занятие 47. Повторение пройденного материала. Дидактическое задание «Мат в
один ход» (стр.47-49 учебника, ч2)
Занятие 48. Повторение пройденного материала. Дидактическое задание «Мат в
один ход» (стр.50-52 учебника, ч2)

Занятие 49. Повторение пройденного материала. Дидактическое задание «Мат в
один ход» (стр.53-58 учебника, ч2)
Занятие 50. Повторение пройденного материала. Дидактическое задание «Пять
матов» (стр.59 учебника, ч2)
Занятие

51.

Повторение

пройденного

материала.

Дидактическое

задание

«Пропавшая фигура» (стр.60 учебника, ч2)
17. Тема «Ничья, пат»
Программное содержание. Формирование понятия ничьи у детей. Изучение
вариантов ничьей. Отличие «пата» от «мата».
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 52. Объяснения понятия «Ничья». Изучение видов ничьей. Детальное
изучение понятие «вечного шаха» (стр. 61 учебника, ч2). Изучение понятия «Пат» (стр. 62
учебника, ч2)
Занятие 53. Повторение пройденного материала. Дидактическое задание «Пат или
не пат» (стр. 63-64 учебника, ч2)
18. Тема «Рокировка»
Программное содержание. Формирование понятия «Рокировка» у детей. Изучение
короткой и длинной рокировки. Правила проведения рокировки.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 54. Объяснение понятия «Рокировка». Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка» (стр. 66-67 учебника, ч2)
Занятие 55. Повторение пройденного материала. Дидактические задания «Мат в
один ход», «Выиграй фигуру» (стр. 68 учебника, ч2)
19. Тема «Шахматная партия»
Программное содержание. Подведение итога, формирование представления о
шахматной партии, закрепление полученных знаний и умений игры в шахматы.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.

Занятие 56. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том,
как лучше начинать шахматную партию). Шахматная этика (стр.113 пособия)
Занятие 57. Дидактическая игра «Два хода». Игровое занятие.
Занятие 58. Игра всеми фигурами из начального положения. Дебют – начало
шахматной партии. Самые общие рекомендации и принципах разыгрывания дебюта.
Занятие 59. Понятие «Гамбит». Игровое занятие.
Занятие 60. Открытые и закрытые дебюты. Игровое занятие
Занятие 61. Короткие партии (стр.75-87 учебника, ч.2)
20. Игровая практика
Занятия 62-69 Решение шахматных задач, сеансы одновременной игры, шахматный
турнир
21. Тема «Повторение пройденного материала»
Программное содержание. Закрепление полученных знаний и умений игры в
шахматы.
Методические

приемы.

Игровой,

рифмовка,

повторения,

задания

на

конструирование позиций, буквенно-цифровые коды, самостоятельное конструирование
позиций. Решение графических схем и практических упражнений.
Занятие 70. Повторение пройденного материала. Шахматная доска, белые и черные
поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур, ходы
шахматных фигур, взятие.
Занятие 71. Повторение пройденного материала. Шах, двойной шах, открытый
шах, вечный шах, мат, ничья, пат, короткая и длинная рокировка
21. Тема «Открытое занятие «Путешествие в Шахматную страну Каиссию».
Программное содержание. Презентовать полученные знания о шахматах, вызвать
интерес и желание играть в шахматы.
Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, инсценировка, вопросы к детям,
рифмовка, загадки, повторения. Работа у демонстрационной доски.
Занятие 72. Открытое игровое занятие с родителями.

3. Методические материалы
1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях – САНПиН 2.4.1.3049-13
2. Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение,
1983;
3. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская
литература, 1980;
4. Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности
действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. –
Москва – 2008 г.
5. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [Текст]/ И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
6. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991;
7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2000;
8. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы [Текст]/ И. Г. Сухин –
Обнинск Духовное возрождение, 2015;
9. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя [Текст]/ И. Г.
Сухин.— Обнинск: Духовное возрождение, 2015;
10. [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/

Приложение 2
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

Срок
36
72
2
72 (ак.час)
16
20
1 сентября
26.12.-30.12
31.12-8.01.
31.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».