ПДО Хореография 5-6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 464
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от "31" августа 2020 г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ № 464
____________Н.В.Хитрикова
Приказ № 58 от
"31" августа 2020 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по хореографии
«Искусство танца»
направленность художественная
для детей 5-6 лет
срок реализации 1 год

Екатеринбург 2020

1

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………. .3
2. Учебный план ……………………………………………………….…6
3. Календарный учебный график ………………………………………..7
4. Содержание программы …………….………………………………...8
5. Репертуар ………………………………………………………………12
6. Планируемые результаты освоения программы …………………...13
7. Материально-техническое обеспечение программы ………………..14
8. Литература……………………………………………………………..15

2

Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по хореографии «Театр
танца» предполагает обучение детей 5-6 лет и рассчитана на один год обучения. На
этом году обучения перед педагогом ставятся следующие задачи:
 расширять лексику танцевальных движений, их выразительность и
эмоциональность;
 продолжать работу над развитием коммуникативных навыков и общения в
паре и ансамбле;
 дальнейшее развитие пространственной ориентации детей;
 развивать уровень самостоятельности и индивидуальных проявлений в
музыкально-двигательной деятельности и исполнительстве;
 создавать условия для выражения своего отношения к музыке, движению,
партнёру;
 воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а также через
потребность ребёнка включаться в движение всем двигательным аппаратом.
Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут.
Программа дополнительного образования по хореографии разработана на
основе Программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста
О.В.Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца».
Программа дополнительного образования по хореографии направлена:
• на формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
• удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественноэстетическом и физическом развитии;
• выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, и
укрепления здоровья детей;
• социализация и адаптация детей к жизни в обществе;
• формирование общей культуры воспитанников.
Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости.
Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной
музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Музыкально – ритмическая деятельность детей не только яркий, эмоциональный
путь передачи музыкально – эстетических переживаний, но и один из способов
укрепления физического здоровья дошкольников.
Хореографическое искусство является одним из наиболее действенных средств
эстетического и физического воспитания. Дети, как никто другой любят движения, а
потому танец, который соединяет движение и игру так близок детям.
Танец – живой язык,
которым говорит человек, это художественное
обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более
высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец,
прежде всего, требует прямого общения потому, что его носителем и посредником
является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело, естественные
движения, которого создают материал для танца, единственный материал,
являющийся его собственным и самостоятельным использованием. (Мэри Уигман).
3

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методах
воспитания детей. Танец и игра оказываются одним из стержневых видов
деятельности, поскольку по своей природе являются синтетическими,
объединяющими музыку, движение и слово.
Известно, какое значение В.М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что
с её помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы
ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить
заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
Идея использовать хореографию в качестве дополнительного образования в
детском саду не нова, и её эффективность проверена временем. Подтверждением
тому служат огромное количество кружков, студий, хореографических школ,
которые появились в 20-х годах прошлого века и существуют по сей день. Поэтому
использование программы по хореографии в детских садах наряду с музыкальными
занятиями вполне обоснованно и востребовано родителями. Актуальная проблема
интеграции различных видов искусства (танец, музыка, литература, изобразительное
искусство) в развитии творческих способностей и основных психических процессов
у детей дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, воображение)
явилась важной предпосылкой разработки программы «Развитие личности ребёнка
средствами хореографии. Театр танца для детей 3-6 лет».
Структурно программа представляет собой комплекс из 4 модулей, каждый из
которых состоит из психо - физиологического обоснования, тематического плана,
содержания курса, требований к уровню подготовки детей. В учебно-методическое
обеспечение занятий входят литературное и практическое приложение.
Программа представляет достаточные возможности для хореографа и
музыкального руководителя, а также педагогов дополнительного образования.
Большой информационный блок для педагога дает возможность наполнить каждое
занятие с детьми интересным теоретическим
и практическим материалом,
методикой разучивания сложных для восприятия детей двигательных и
музыкальных навыков в игровой, доступной для них форме. Данная программа
расширяет и реализует содержание образования детей дошкольного возраста по
художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Основные принципы, заложенные в данную программу: танец как способ
«проживания» ребёнком ситуации, игра как способ познания и отражения жизни,
сочетание коллективного и индивидуального творчества, единство чувственного и
рационального. Музыка даёт «команды» движению, движение – отображает
характер музыки. Одним их основных принципов в создании и воспроизведении
ребёнком танца является целостность восприятия образа. Согласно этим принципам
выбрана и форма подачи учебного материала – Театр танца как синтез искусств.

Основные цели программы:

 Педагогическая – обеспечить условия для развития креативности детей.
 Образовательная – развить детей средствами искусства, сформировать восприятие
музыкальных образов и способности выражать их в движении, основываясь на
принципах психофизиологической зрелости, законах роста и развития детей
дошкольного возраста, данная программа позволит педагогу двигаться в
4

работе
с
детьми
не
от
«взрослого
к
ребенку», а от «ребенка к взрослению».
 Развивающая – стимулировать познавательные
процессы личности ребенка
(ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его
эмоционально-волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной
стороны общения у ребенка (невербальными средствами коммуникации).
 Воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру
ребенка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении
(развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп
мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и
любознательность детей, развить художественный вкус. Ознакомить ребенка с
этикетом танца.
Кроме того, выбранная форма – эффективное средство формирования
нравственного здоровья ребенка.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством
воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
Программа основана на модульном принципе представления содержания и
построения учебного плана. Рассчитана на три года обучения.
Модули:
Подготовительный модуль: «Игра – начало театра», который
предполагает обучение детей 3-4-х лет. Рассчитан на один год. Задача – подготовка
ребенка к овладению навыками «мышления телом».
Модуль «Искусство танца» для детей 4-5 лет. Задача - расширить лексику
движений ребенка, развить его двигательную память.
Модуль «Искусство танца» для детей 5-6 лет позволяет непосредственно
создавать с детьми танцевальные миниатюры и спектакли.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что система обучения танцу строится
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого
ребенка; соблюдается личностно - центрированный подход в обучении хореографии;
танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов
личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

5

Учебный план по хореографии для детей 5 - 6лет

«Искусство танца»

Модули
Тема
(Разделы)
" Азбука танца" Постановка корпуса
Ходьба
Бег
Прыжки
Подскоки
Притопы
Упражнения для кистей, пальцев
Упражнения
для головы
рук
Партерная гимнастика
Упражнения для корпуса
Итого
Танцевальные движения
" Язык танца"

всего
часов
1,2
1,3
2,5
1,3
1,2
1,3
1,0
1,0
2,3
0,7
14,0

1,5

2,5

4,0

1.5
1,0
1.0
5,0
0,5
0,5

2,5
4,0
3,0
12,0
2,0
2,0

4,0
5,0
4,0
17,0
2,5
2,5

1,5

3,0

4,0

"Полька-тройка"
"Разноцветная игра»
"Кузнечик"
Танец Гномов"
Северное сияние"
"Танец с балалайками"
" Танец Муравьишек"
" Полянка"
"Резвые лошадки"
" Упала шляпа"
"Миллион алых роз"

1,0
1,0
3,5
0,4
0,4
0,4
0,4
0,5
0,5
0,5
0.5
0.4
0,5
0,5

2,5
4,0
9,5
0,8
0.8
1.0
1,2
1,0
1.2
1.0
1.5
1.5
1.5
1,0

3,0
5,0
13,0
1,2
1,2
1,4
1,6
1,5
1,1
1,5
2,0
1,4
2,0
1,5

Итого

5.0

12,5

17,5

Парные движения
Упражнения с предметами
Ориентация в пространстве
Итого
" Этикет танца" Поклон
Итого
" Игра-начало Работа над мимикой лица
театра"
Этюды
Слушанье музыки
Итого
Репертуар

Теория
0,2
0,3
0,5
0,3
0,2
0,3
0,5
0,5
0,8
0,2
4,0

Кол-во часов
практика
1,0
1.0
2,0
1.0
1,0
1,0
0,5
0,5
1.5
0,5
10,0

итого по всем разделам

18,0
46,0
64,0
Всего в неделю 2 занятия, в месяц – 8, в год - 64 (длительность занятия 25 минут)

6

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Старшая гр.
5-6 лет

Количество групп

1

Начало учебного года

с 01.10.

График каникул

30.12. – 12.01.

Окончание учебного года

31.05

Продолжительность
учебного года

32 недели

1 полугодие

13 недель

2 полугодие

19 недель

Продолжительность недели

5 дней

Объем недельной
образовательной нагрузки
(НОД)

50 минут

Сроки проведения
мониторинга

01.10. – 15.10.

Праздничные
выходные дни

15.05 – 31.05.
04.11.
01.01. – 08.01.
23.02.
08.03. – 09.03.
30.04. – 02.05.
07.05. – 09.05.

7

4. Содержание программы «Искусство танца» для детей 5-6 лет.
Раздел "Азбука танца"
1. Постановка корпуса:
• продолжение работы над подтянутостью спины
• красивой постановкой головы
• ощущением «развернутости» плеч.
2.
Ходьба: Различные виды шагов
 со сменой темпа
 сменой характера,
 сменой направления движений
 в сочетании с другими движениями на м.р. 2/4 , 3/4, 4/4.
Шаги в следующих рисунках танца:
 по кругу
 колонкой
 «змейкой»
 «звездочкой»
 по одному (врассыпную)
 в паре.
Движения рук, включаемые в ходьбу:
•
размахивание вперед - назад
•
подъем вверх или в стороны
•
руки спрятаны за спину
•
движение с использованием хлопков.
4. Бег:
•
легкий (на месте, с продвижениями)
•
поднимая колено высоко вперед
•
с захлестом голени назад
• выбрасывая прямые ноги вперед
5. Прыжки:
 высокие,
 с акцентом вверх,
 с сильно вытянутыми коленями и стопами, на 1/4 такта.
 с выбрасыванием ноги вперед
 с выбрасыванием ноги в сторону
 с выбрасыванием ноги назад.
Варианты исполнения:
 на двух ногах и на одной ноге
 с двух на одну, с одной на две
 в повороте на 90 градусов
 с движением головы и рук.
8

6. Поскоки:
 вперед
 назад
 в сторону
 на двух ногах
 на одной ноге.
 Характер исполнения.
 коротко
 легко
 со слегка присогнутым коленом.
7. Галоп:
 прямой
 боковой.
Выделить разницу исполнения. В прямом галопе двигаемся двумя плечами
вперед, а в боковом – не разворачиваем плечи, вперед двигаемся одним боком.
Варианты исполнения галопа:
 соло
 в паре
 в сочетании с хлопками
 в сочетании с наклонами и поворотами головы
 в сочетании с различными положениями рук.
3. 8. Упражнения для рук, кистей, пальцев:
 являются частью разминки
 включаются в танцевальные элементы
 включаются в танцевальные комбинации, этюды и игры.
4. 9. Упражнения для туловища:
• Включаются как элемент разминки.
Очень полезно разучить с детьми элемент "закручивания" вокруг себя.
Следить за подтянутостью колен, прямой спиной. Образное представление "
винтик".

Раздел: Игра - начало театра
1. Слушание музыки и импровизации:
 прослушивание музыки является основой для создания пластического,
ритмического, танцевального образа.
 самостоятельное решение художественной задачи
 сочетать слушание музыки с настроением детей, выраженного в рисунках
(тесное соприкосновение с программой по ИЗО), устным рассказом,
стихотворной формой.

9

Раздел " Язык танца"

1. Танцевальные элементы:
 простой танцевальный шаг
 с ударом ноги в пол
 приставной шаг с последующим приседанием в направлениях:
- вперед, - в сторону, - назад.
переменный шаг
 Все виды шагов проучиваются в статичном положении рук - на поясе.
 "Веревочка» вперед,
 "Ковырялочка " перед собой и в сторону.
 По мере усвоения, к движению ног прибавляется движения
 корпуса (наклоны, повороты) головы и рук.
Хлопки:
в паре - варианты хлопков по ладоням партнера.
Партерная гимнастика:
различные движения для рук, корпуса, ног исполняются не только по одному,
но и в паре.
Ориентация в пространстве
Использовать все разнообразие композиционного рисунка:
 круги
 линии
 «звездочки»
 «плетень»
 «корзиночку»
 «воротца»
 «змейку»
 «улитку».
Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать
способность разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную
музыку.
Раздел: "Игра - начало театра
1. Слушание музыки и импровизация:
 прослушивание музыки является основой для создания пластического,
ритмического, танцевального образа.
 самостоятельное решение художественной задачи.
 сочетать слушание музыки с настроением детей, выраженного в рисунках
(тесное соприкосновение с программой по ИЗО), устным рассказом,
стихотворной формой.
2. Этюды
Законченные композиции:
10









массовые
парные
сольные
парно - массовые
создание образа, заложенного в музыке
развитие внимания и фантазии
раскрытие индивидуальных особенности на основе народных танцев и
современных ритмов.
Музыкальное сопровождение: наряду с аккомпониментом под фортепиано,
вводиться фонограмма и танцевальные номера под нее.
Раздел: " Этикет танца",
К ранее проученным положениям в паре ("лодочка») разучиваются следующие
положения:
Партнер держит партнершу за руку, с опущенной рукой, с высоко поднятой,
вытянутой рукой.
Партнерша стоит справа от партнера, левая рука у нее на правом плече у
партнера, правая рука - за юбочку. Партнер держит партнершу правой рукой за
талию, левая рука у него на поясе.

11

РЕПЕРТУАР,
Индивидуальные танцы:

Программные танцы:

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

«Менуэт»
«Семь нот»
«Полька- тройка»
«Полька «До свидания!»
«Ковбои»
«Осенний сон»
«Полька- приглашение»
«Резвые лошадки»
«Веселая минутка»
«Полянка»
«Упала шляпа»
«Разноцветная игра»
«Танец с зонтиками»
«Барбарики»
«На коньках»

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
«

12

«Мышиный рок-н- ролл»
«Миллион алых роз»
«Танец Снеговиков»
«Танец мушкетеров»
«Журавушка»
«Танец Северного
Сияния»
«Полька Серпантинок»
«Танец Красных
Шапочек»
«Мухоморы - пареньки»
«Вальс бабочек»
«Танец сапожников»
«Танец с балалайками»
«Осенняя рапсодия»
«Танец Гномов»
«Танец звездочек»
«Танец белых мишек»
«Танец чертиков»

5. Планируемые результаты освоения программы.
Требования к уровню подготовки детей.
К концу года дети 5-6 лет должны знать:

• Азы партнёрских отношений
• 6-8 программных танцев, предлагаемых по курсу( на
усмотрение педагога, ориентированного на возможности
детей)
• 4-5 индивидуальных танцев
• Варианты исполнения танцев при разучивании и в
композиционном построении.
• Достаточный запас танцевальных движений.
Должны уметь:
•

Проявлять устойчивые музыкально-ритмические навыки.

•

Откликаются на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в
хлопках, шлепках, притопах)

•

Показать достаточный уровень исполнительской выразительности.

•

Красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять
их в свободных композициях, этюдах и играх.

•

Свободно владеть атрибутами.

•

Иметь навыки упражнений «партерной» гимнастики.

•

Согласованно исполнять танцевальные движения в паре
и коллективе.

•

Критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей.

13

6. Материально-техническое обеспечение.
Оборудованный зал.
1. Компьютер.
2. Музыкальный центр.
3. Диски и флэшносители с аудио- и видео-записями песен и
танцев.
Методический комплекс.
1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к
программе О.В. Усовой «Развитие личности ребенка средствами
хореографии») и комплект из 16 СD- и DVD-дисков.
2. Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина.
«Ку-Ко-Ша». Комплект из 18 СD- и DVD-cборников танцевальноигровых композиций для детей дошкольного возраста.
3. Буренина А. «Программа музыкально-ритмического воспитания
детей 2-3 лет. Топ-хлоп, малыши!» СПб., 2001.
4. Суворова Т. Комплект из 15 СD-и DVD-cборников танцевальноигровых композиций для детей.
5. Железнова Е. Комплект из 5 CD-дисков.

Атрибуты для танцев.
1. Разноцветные шифоновые шарфы - 30 штук.
2. Разноцветные платочки – 80 штук.
3. Разноцветные ленточки 50 см. на колечках – 50 штук.
4. Капроновые ленты на палочках – 24 шт.
5. Веночки из цветов – 13 шт.
6. Фонарики для танцев – 30 шт.
7. Шляпы черные и цветные – 30 шт.
8. Цветы искусственные – не менее 30 шт.
9. Обручи с ленточками и цветами – 6 шт.
10. Гирлянды из осенних плодов – 24 шт.
11. Гирлянды из осенних листьев – 12 шт.
12. Флажки разноцветные – 50 шт.
13. Султанчики – не менее 30 шт.
14. Ведерки – 10 шт.
15. Корзинки – 10 шт.
16. Осенние листочки на палочках – не менее 28 комплектов
17. Коврики для партерной гимнастики – 25 шт.
18. Костюмы для моряков: девочкам – 10 шт.; мальчикам – 10шт.
19. Костюмы пингвинов – 12шт.
14

Литература
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем
//Анохин П.К. Избранные труды. М.,1978.С157-160
2. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. М.: Наука, 1966.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:
СОЮЗ, 1997.96с.
5. Гончаров В.Н. Влияние различных видов двигательной и зрительной
памяти

на

успешность

овладения

упражнениями//Психофизиологическое

изучение

физическими
учебной

и

спортивной деятельности. Л.,1981.
6. Гончаров В.И. Формирование двигательных умений (мнемические
аспекты): ЛГПИ им. Герцена, Л. 1983.195с.
7. Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения-синонимы? //
Вопросы психологии, 1990. № 4 с.82-85
8. Конорева Т.С. Соотношение волевой активности и особенности
памяти у шестилетних детей в зависимости от пола // Психология и
психофизиология

активности

и

саморегуляции

поведения

деятельности человека. Свердловск, 1989.
9. Кузнецов М.А., Заика Е.В. Методика исследования объёма

и

точности моторной кратковременной памяти // Вопросы психологии,
1989.№ 4. С.158-160.
10. Скобенников К.А. Запоминание движений при разучивании вольных
упражнений в гимнастике // Вопросы психологии спорта / под ред.
А.Ц. Пуни. М.,1955.
11. Соснина И.Г. Специальные способности артиста балета: природа,
структура, диагностика // Пермский гос. Пед. Ун-т, Пермь, 1997.20с.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».