ПДО Юный художник 5-6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад комбинированного вида № 464

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31» августа 2020г.

Утверждаю
Заведующий-МБДОУ № 464
__________Н.В.Хитрикова
Приказ № 58
от «31» августа 2020 г.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный художник»
для детей 5-6 лет
направленность художественная
срок реализации 1 год

Преподаватель: Котукова В.М.
Педагог дополнительного
образования

Екатеринбург 2020

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный план

3.

Календарный учебный график

4.

Рабочая программа «Юный художник» для детей 5-6 лет

5.

Планируемые результаты освоения программы

6.

Организационно-педагогические условия
реализации программы

7.

Материально-техническое обеспечение программы

8.

Перечень используемой литературы

Приложения
Приложение № 1 «Оценочный инструментарий»

Программа
дополнительного
разработана в соответствии:

образования «Юный художник»

1.
С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
2.
С санитарно - эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1.
3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций
3.
С Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
4.

С Уставом МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по художественно-изобразительной деятельности
дошкольников от 5 до 6 лет разработана на основе Образовательной
программы

дошкольного

комбинированного
образовательной

вида

образования
№

программы

с

464

МБДОУ
учетом

дошкольного

детский

-

примерной

образования,

сад

основной

методических

рекомендаций к образовательной программе дошкольного образования «От
рождения

до

школы»/Под

ред.

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, и
программы

художественно-эстетического

развития

детей

2-7

лет

в

изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Программа

дополнительного

образования

по

художественно-изобразительной деятельности направлена на:


формирование и развитие творческих способностей воспитанников;



удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в

художественно-эстетическом развитии;



выявление, развитие и поддержку талантливых детей;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного

развития, укрепление здоровья воспитанников;


социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;



формирование общей культуры воспитанников;
Цель программы: эстетическое отношение к окружающему миру,

формируемое

в

дошкольном

детстве

как

универсальный

способ

гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания
эстетической

картины

мира

целостной,

бинарной,

динамично

развевающейся системы представлений ребенка об окружающем мире и о
себе

самом,

выраженная

в

эстетических

понятиях

и

образах

с

использованием нетрадиционных техник и материалов.
Задачи программы:
1. Организовать
изобразительную деятельность детей 5-6 лет,
направленную на практическое освоение, творческое осмысление,

самостоятельное создание индивидуальной картины мира доступными
изобразительно-выразительными средствами.
2. Способствовать реализации и познанию своего «Я», формировать
отношение
к
действительности,
выражению
эстетическое
эстетического отношения к миру и самому себе через изобразительную
деятельность, как специфическую детскую активность.
3. Развивать продуктивное воображение при решении творческих задач
открытого типа, связанных с преобразованием наличной ситуации, а также
выходом за ее пределы.
Для достижения поставленных задач используются следующие принципы:
1. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что
воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи естественных
и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития
природы человека, воспитывать его сообразно возрасту и полу, а также
формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и
дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума. В соответствии с
принципом природосообразности воспитания у человека необходимо
культивировать определенные этические установки по отношению к
природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и
ресурсосберегающее поведение.
2. Принцип
культуросообразности
в
современной
трактовке
предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих
ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех
или иных национальных культур, специфическими особенностями, при
сущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих
общечеловеческим
ценностям.
В
соответствии
с
принципом
культуросообразности учитываются исторически сложившиеся в конкретном
социуме традиции и стиль социализации подрастающего поколения, т.е. с
учетом этнической и региональной культур.
3. Принцип развивающего характера художественного образования
подразумевает то, что проектирование содержания продуктивной
деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама деятельность
развивается). В этом случае приоритетными для педагога становятся задачи
развития каждого ребенка, с учетом возрастных, половых и индивидуальных
особенностей.
4. Принцип приоритета содержания по отношению к методам и
технологиям понимается таким образом, что ведущая педагогическая линия
выстраивается как организация культуросообразного образовательного

пространства, в котором создается проблемное поле культуры (содержание),
а методы и технологи служат для «обработки» этого поля в целях его
освоения.
направленности
воспитания
5. Принцип
гуманистической
предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, что
эффективно влияет на развитие рефлексии и саморегуляции; на
формирование отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на
развитее
чувства
собственного
достоинства,
ответственности
и
толерантности; на формирование личности как носителя демократических и
гуманистических отношений в обществе.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. В этом
возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,
открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической
теории и практике на современном этапе. Решение ее начинается уже в
дошкольном возрасте.
Наиболее эффективное средство для решения этой задачи использование
нетрадиционных техник рисования в детском саду. В процессе творческой
деятельности у ребенка совершенствуются: наблюдательность, эстетическое
восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность,
которая удивляет и восхищает детей. Рисуя, ребенок развивает определенные
способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в
пространстве, чувствовать цвета. Развиваются, так же, специальные умения и
навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки,
что очень важно для будущего школьника. Кроме того, занятия с
использованием нетрадиционных техник и материалов доставляют детям
радость и незабываемые эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении
ребенка, о том, что его радует, что огорчает. нетрадиционные техники
рисования - это толчок к развитию детского творчества, проявлению
самостоятельности инициативы, выражению индивидуальности.
Идея использовать изобразительную деятельность в качестве
дополнительного образования в детском саду не нова, и её эффективность
проверена временем. Подтверждением тому служат огромное количество
кружков, студий, школ изобразительного искусства, которые появились в 20х годах прошлого века и существуют по сей день. Поэтому использование
программы по художественно-изобразительной деятельности в детских
садах вполне обоснованно и востребовано родителями. Актуальная проблема

интеграции различных видов искусства (танец, музыка, литература,
изобразительное искусство) в развитии творческих способностей и основных
психических процессов у детей дошкольного возраста (восприятие, память,
мышление, воображение) явилась важной предпосылкой разработки
программы «Юный художник».
Программа представляет достаточные возможности для педагогов
дополнительного образования. Большой информационный блок для педагога
дает возможность наполнить каждое занятие с детьми интересным
теоретическим и практическим материалом, методиками овладения
нетрадиционными методами, приемами, материалами рисования в игровой,
доступной форме. Данная программа расширяет и реализует содержание
образования детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому
развитию.
Программа основана на модульном принципе представления
содержания и построения учебного плана и рассчитана на 1 год обучения
согласно возрасту воспитанников: старшая (5-6 лет).
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что система обучения
нетрадиционному рисованию строится с учетом индивидуальных и
психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается
подход
в
обучении;
художественноличностно-центрированный
изобразительная деятельность рассматривается как способ развития
основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоциональноволевой сферы.

3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Показатели
Режим работы ДОО
Начало и окончание учебного
года

Все возрастные группы
с 7.30 до 18.00
01.10.- 31.05.

Продолжительность учебного
года (недель), в том числе:
I полугодие
II полугодие
Продолжительность учебной
недели (дней)

32

Количество занятий в неделю

13,5
18,5
5

2

модули
(разделы)
«Что создал
художник в
детском
саду»

«Мы и
праздник»

«Мы и краса
ненаглядная
»

Учебный план по программе «Юный художник» для детей 5 – 6 лет
направления деятельности

Знакомство с архитектурой, изучение архитектурных форм. Обучение технике бумажной пластики.
Графическое изображение интерьеров детского сада (восковые мелки, уголь)
Знакомство с натюрмортом, создание этюда с передачей ощущений от восприятия осенних цветов.
Знакомство с дизайном, разработка эскизов оформления интерьеров.
закрепление работы в смешанных техниках (восковые мелки, гуашь)
Знакомство с понятие праздник, с обычаями народов. Передача основной идеи праздника художественными
средствами.
Знакомство со свойствами красок передавать холод. Передача движения ветра, снега, света.
Оформительская работа. Композиционное решение открытки. Работа над многофигурной композицией.
Свободное экспериментирование с материалами в нетрадиционных изобразительных техниках.

Итого

Итого
Декоративно-прикладное искусство России: хохломская роспись, городецкая роспись, богородская и дымковская
игрушки, изделия из хрусталя, уральская роспись. Навыки кистевой росписи.
Графика. Простой узор по мотивам росписи.
Знакомство с живописью, обучение навыкам равномерного заполнения листа. Изображение родной природы.

Итого

Передача характера в портрете линией, пятном и цветом.
Использование художественных материалов, позволяющих передавать добрый и злой образы.
«А зачем
Передача цветом настроений и ассоциаций при прослушивании музыкальных произведений. Закрепление технических
художник
приемов работы с кистью.
изображает Составление сюжета. Выделение композиционного центра. Освоение техники изображения акварельными мелками
украшает,
«по сырому».
строит?»
Знакомство с анималистическим жанром. Обучение технике сухой кисти.
Графика: силуэт, кляксография, линейный рисунок. Техника «гратаж». Компоновка изображения.
Техника цветной печати. Создание фантастических образов
Итого
итого по всем разделам
Всего в неделю 2 занятия, в месяц – 8, в год - 64 (длительность занятия 25 минут)

количество часов
теория
практика
всего
0,5
2,0
2,5
0,5
3.0
3,5
0,5
2,0
2,5
0,5
3.0
3,5
0,5
2,0
2,5
2,5
12,0
14,5
4,0
1,0
3,0
1.0
1,0
0,5
3,5

4,0
3,0
4,0
14,0

5,0
4,0
4,5
17,5

1,0

3,0

4,0

0,5
1,5
0,5
1,0
0,5

2,0
5,0
3,0
3,0
2,0

2,5
6,5
3,5
4,0
2,5

0,5

2,0

2,5

1,0

3,0

4,0

0,5
1,0
0,5
5,5
13,0

2,0
3,0
2,0
20,0
51,0

2,5
4,0
2,5
25,5
64,0

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СТАРШАЯ ГРУППА
Знакомство с архитектурой, изучение архитектурных форм. Обучение
1 блок
ТЕМА: «Что создал технике бумажной пластики. Знакомство с интерьером детского сада,
художник в детском роль художника-дизайнера в создании красоты и педагога в создании
уюта в д/с. Графическое изображение интерьеров д/с ( восковые мелки,
саду»
уголь).
Знакомство с расположением цветов в вазе, цветовыми сочетаниями.
Создание этюда с передачей ощущений от восприятия осенних цветов
(натюрморт ).
Знакомство с дизайном, разработка эскизов оформления интерьеров.
Композиционное решение. Закрепление работы в смешанных техниках
(восковые мелки, гуашь).
2 блок
Знакомство с понятием праздник, с обычаями народов. Обучение навыкам
ТЕМА: «Мы и
равномерного заполнения листа изображением. Передача основной идеи
праздник»
праздника художественными средствами.
Знакомство со свойствами красок передавать холод. Обучение навыкам
выделения главного композицией, рисунком. Передача движения, ветра,
снега, света.
Знакомство с оформительской работой. Композиционное решение
открытки. Обучение навыкам работы над многофигурной композицией.
Закрепление умения в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
3 блок
ТЕМА: «Мы и
Краса
ненаглядная»
4 блок
ТЕМА: «А зачем
художник
изображает,
украшает,
строит?»

Знакомство с произведениями декоративно прикладного искусства России
(хохломская роспись, городецкая роспись). Богородская игрушка,
дымковская игрушка, изделия из хрусталя, уральская роспись. Обучение
навыкам кистевой росписи. Закрепление работы в графике. Учить
составлять простой узор по мотивам росписи.
Знакомство с живописью. Обучение навыкам равномерного заполнения
листа. Изображение родной природы.
Передача характера в портрете линией, пятном и цветом.
Использование художественных материалов, позволяющих передавать
добрый и злой образы.
Передача цветом настроений и ассоциаций при прослушивании
музыкальных произведений. Закрепление технических приемов работы
кистью.
Составление сюжета. Выделение композиционного центра, Освоение
техники изображения акварельными мелками «по сырому».
Знакомство с анималистическим жанром. Обучение технике сухой кисти.
Освоение различных способов графического изображения: силуэт,
кляксография, линейный рисунок. Создание выразительных образов.
Знакомство с техникой «граттаж». Компоновка на листе бумаги.
Создание фантастических образов. Освоение техники цветной печати.

ОКТЯБРЬ

Календарно-тематическое планирование
старшая группа (5-6 лет)

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2,3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ №1

«Цвета осени»
Цель: изображение осенней поляны. Заполнение всего
листа бумаги. Рисование растительными элементами.
Задание: изображение осеннего пейзажа.
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти.
«Осень на опушке краски разводила»
Цель: учить детей изображать крону дерева методом тычка,
накладывая один слой краски на другой (желтый, красный,
зеленый). Закреплять умение рисовать концом кисти,
освоение всего листа бумаги.
Задание: изображение осеннего пейзажа.
Материалы: большой лист бумаги, гуашь, кисти.
«В садах созрели яблоки»
Цель: учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять
умение наносить один слой краски на другой, расширять
знания детей о фруктах, пробуждать интерес к природе,
внимание к сезонным изменениям.
Задание: изображение яблок на ветке.
Материалы: альбомный лист, две кисти, гуашь.
«Мой маленький друг пудель».
Цель: учить рисовать собак, расширять знания детей о
домашних животных, развивать умение находить рифмы.
Задание: рисование собаки.
Материалы: альбомные листы, гуашь, кисти жесткие.
«Осенний натюрморт»
Цель: сочинение натюрморта, рисование на смятой бумаге.
Задание: изображение натюрморта.
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти.
«Заколдованный лес»
Цель: создание фантастического образа. Знакомство с
тушью. Освоение техники кляксографии с трубочкой.
Задание: изображение дерева способом раздувания туши.
Материалы: альбомный лист, тушь, кисть, трубочки.
«Утята на пруду»
Цель: учить рисовать утят, плавающих в воде.
Совершенствовать технику рисования тычком.
Формировать познавательный интерес к природе.
Задание: рисование утят на пруду.
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти.
«Первый снег»
Цель: создание выразительного изображения одним цветом
на тонированной бумаге.
Задание: изображение деревьев,печать ладошкой.
Материалы: альбомный лист, тушь, в. палочка.

ЗАНЯТИЕ №2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6,7

ЗАНЯТИЕ №8

ДЕКАБРЬ

ЗАНЯТИЕ №1

«Какого цвета сугробы?»
Цель: обучение навыкам работы цветной палитрой с
добавлением белой гуаши. Работа на всем листе бумаги.
Задание: изображение сугробов комком бумаги.
Материалы: альбомный лист, гуашь, толстая мягкая кисть.
«Елочка, елочка - зеленые иголочки»
Цель: передача характера образа дерева через строение и
выразительные средства изобразительного материала.
Рисование методом тычка.
Задание: изображение елочек.
Материалы: подмалевок с предыдущего занятия, гуашь,
кисти.
«Снежная семья»
Цель: учить рисовать снеговиков разных размеров.
Закреплять приемы изображения круглых форм в
различных сочетаниях. Совершенствовать технику
рисования тычком.
Задание: рисование снеговиков.
Материалы: бумага цветная, гуашь, кисти.
«Шишки на ветке»
Цель: учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками,
совершенствовать технику рисования тычком. Расширять
знания о природе, о хвойных деревьях.
Задание: рисование заснеженной ветки ели.(манной крупой)
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти,крупа.
«Налетели метели»
Цель: знакомство со свойствами красок передавать холод.
Передача движения ветра, снега, света.
Задание:
1) рисование вьюги синей и белой гуашью, работа на всем
листе бумаги зубной щеткой.
2) рисование деревьев.
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти, щетка зубна.
«Мои любимые рыбки»
Цель: знакомить со смешанной техникой рисования восковые мелки + акварель, развивать чувство композиции
и цвета.
Задание: рисование рыб, водорослей, грунта в аквариуме.
Материалы: альбомный лист, восковые мелки, акварель,
кисть.
«Животные которых я придумал сам»
Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой кляксографии. Развивать
чувство воображения.
Задание: изображение сказочных животных.
Материалы: альбомный лист, тушь, кисть.

ЗАНЯТИЕ №2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4,5

ЗАНЯТИЕ №6

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

«Зимняя ночь»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной
изобразительной техникой черно - белого гратажа. Учить
передавать настроение тихой зимней ночи с помощью
графики. Упражнять в использовании таких средств
выразительности, как линия, штрих.
Задание: изображение зимнего пейзажа.
Материалы: лист для гратажа, палочки, эскизы,
иллюстрации.
«Птицы волшебного сада»
Цель: совершенствовать технику печати. Учить превращать
отпечатки ладоней в сказочных птиц, Развивать
воображение, чувство композиции.
Задание: изображение сказочных птиц
Материалы: альбомный лист, гуашь, кисти, салфетки,
иллюстрации.
«Какие они, вечерние закаты Урала»
Цель: обучение композиционному решению. Изображение
на листе бумаги многоплановости. Передача образа
линией, силуэтом, решение красочной палитры подмалевка
в теплой и холодной гаммах.
Задание:
1)изображение неба вечером (закат);
2)изображение деревьев по подмалевку пленкой .
Материалы: гуашь, бумага, кисти,пленка.
«Новогодние игрушки»
Цель: знакомство с игрушками, украшениями. Освоение
навыков рисования в смешанной технике - восковые мелки
+ акварель
Задание: роспись новогодней игрушки
Материалы: шаблон, восковые мелки, акварель.
«Новогодняя Елка»
Цель: продолжать осваивать рисование методом тычка,
накладывать один цвет на другой.
Задание: рисование новогодней елки, украшенной
игрушками и огоньками.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
«Поможем зайцу найти друзей»
'
Цель: закреплять умение детей рисовать животных
способом тычка. Закреплять знания детей о зайцах.
Развивать чувство доброты, желание помогать братьям
меньшим.
Задание: рисование зайцев
Материалы: лист голубой бумаги, гуашь белого цвета,
жесткая кисть.

ЯНВАРЬ

ЗАНЯТИЕ №1,2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4,5

ЗАНЯТИЕ №6

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

«Утята на пруду»
Цель: учить рисовать утят, плавающих в воде;
совершенствовать технику рисования набрызг.
Формировать познавательный интерес к природе.
Задание:
1) рисование воды - подмалевок
2) рисование утят.
Материалы: бумага, кисти, гуашь,зуб. щетка.
«Цыплята»
Цель: закреплять умение детей рисовать птиц в движении.
Формировать представление о жанрах литературных
произведений.
Задание: рисование цыплят в движении способом тычка
Материалы: листы бумаги, гуашь, жесткие кисти.
«Снегири на ветках»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о
птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам,
расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать
снегирей, используя метод тычка.
Задание:
1) подмалевок
2) рисование снегирей
Материалы: лист бумаги формата АЗ, гуашь, кисти,
простой карандаш.
«Закат в горах»- тиснение.
Цель:обучение композиционному решению.
Упражнять в технике тиснения.
Задание:изображение заката в горах.
Материалы: фактурный пенопласт, восковые мелки, лист бу
маги А-4.
«Праздничный фейерверк»
Цель:упражнять в технике кляксографии с трубочкой.
Учить создавать образ праздничного разноцветного неба.
Развивать цветовое восприятие.
Задание:изображение фейерверка способом раздувания .
Материалы: тонированные листы, трубочки , палитры ,
гуашь,кисти мягкие.
« В зимнем лесу»- монотипия пейзажная.
Цель:упражнять детей в технике монотипии в холодной
гамме.Создание выразительного изображения.
Освоение навыков рисования зимних деревьев.
Задание:изображение деревьв разных пород.
Материалы:бумага А-4, гуашь,вода ,кисти№ 3,№ 6.

ФЕВРАЛЬ

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2,3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6,7

ЗАНЯТИЕ №8

«Домовые мыши»
Цель: Расширять знания детей о животных, учить делать
выводы в процессе беседы, закреплять навыки счета. Учить
рисовать мышей, используя способ тычка.
Задание: рисование мышей
Материалы: тонированная бумага, простой карандаш,
гуашь, кисти.
«Пингвины на льдине»
Цель: познакомить детей с пингвинами и средой их
обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить
рисовать пингвинов способом тычка.
Задание:
1) подмалевок-рисование льда
2) рисование пингвинов
Материалы: лист бумаги формата АЗ, гуашь, кисти, простой
карандаш.
«Волшебный еловый лес»
Цель: продолжать учить детей печатать по трафарету,
развивать чувство композиции.
Задание: печать по трафарету
Материалы: тонированная бумага, трафареты елей разной
величины, гуашь, поролон.
«Лягушки»
Цель: расширять знания детей о животном мире (о
земноводных). Учить детей бережному и уважительному
отношению к живой природе. Учить рисовать лягушек
способом тычка.
Задание: рисование лягушек
Материалы: цветная бумага, простой карандаш, гуашь,
кисти.
«Совы»
Цель: познакомить детей с особенностями строения и
образа жизни совы. Расширять знания детей о природе.
Учить рисовать сов способом тычка.
Задание:
1)подмалевок - зимний лес
2)рисование сов •
Материалы: лист формата АЗ, гуашь, кисти, простой
карандаш.
«Белые лебеди»
Цель: расширять знания о птицах, пополнять словарный
запас детей. Учить рисовать лебедей.
Задание: рисование лебедей восковой свечой.
Материалы: тонированная бумага, простой карандаш,
гуашь, кисти.

МАРТ

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5,6

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

«Открытка для мамы»
Цель: Продолжать учить детей печатать по трафарету
цветы. Учить располагать изображения на листе поразному.
Задание: печать цветов по трафарету
Материалы: лист формата А4, гуашь, кисти, трафареты
цветов, поролоновые тампоны.
«Что такое Краса ненаглядная»
Цель: знакомство с произведениями народно прикладного
искусства России. Определение их видов.
Задание: беседа о декоративно-прикладном искусстве
Материалы: предметы декоративно-прикладного
искусства или их изображения
«Ложечка резная, ручка завитая»
Цель: знакомство с деревянной резной утварью.
Закрепление умений и навыков в обработке бумаги.
Задание: изготовление ложек (бумажная пластика)
Материалы: бумага, карандаши, ножницы, клей, кисти
«Чудо ложка»
Цель: знакомство с хохломскими изделиями. Изучение
особенностей хохломской росписи: элементов, стилизации
природных форм и ограничения цветовой палитры.
Задание: роспись ложки по мотивам хохломской росписи
Материалы: бумага, ложка, гуашь, мягкие кисти
«Искусство Городца»
Цель: знакомство с Городецкой росписью, ее технологией,
цветовой символикой. Освоение навыков кистевой
росписи.
Задание:
1) тонировка шаблона;
2) расписать шаблон по мотивам Городецкой росписи
Материалы: бумага, кисти, гуашь
«Гусь из хрусталя»
•
Цель: знакомство с историей возникновения изделий из
стекла. Закреплять умение детей работать в смешанной
технике (восковые мелки+акварель)
Задание: эскизы игрушек из стекла
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель
«Цветы на подносе»
Цель: знакомство с промыслом. Обучение навыкам
кистевой росписи. Композиционное решение цветового
пятна на заданной форме.
Задание: декоративное рисование по мотивам жостовской
росписи
Материалы: бумага черная, гуашь, кисть беличья.

АПРЕЛЬ

ЗАНЯТИЕ №1,2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

«Уральская роспись. Прялки»
Цель: знакомство с уральской росписью. Обучение
приемам работы кистью (разживкой, приписками )
Задание:
1)тонировка шаблона;
2)роспись прялки
Материалы: бумага гуашь, кисти
«Солнечные краски вокруг нас»
Цель: знакомство с живописью. Работа красочной
палитрой. Обучение навыкам равномерного заполнения
листа бумаги.
Задание: беседа о живописи. Выполнение этюдовмонотипий
Материалы: большой лист бумаги, большие кисти, гуашь
«Край мой любимый»
Цель: приобретение навыков владения живописными
материалами, Работа над композиционным решением.
Выделение главного цветовым контрастом.
Задание: изображение родной природы
Материалы: бумага, кисти, гуашь.
«Волшебная палочка»
Цель: освоение различных способов графического
изображения: силуэт, кляксография, линейный рисунок.
Создание выразительных образов.
Задание: изображение персонажей музыкальной сказки
Материалы: гладкая бумага, тушь, перо, палочка
«Удивительное рядом»
Цель: знакомство с техникой «гратаж», Выразительность
линейного рисунка. Компоновка на листе бумаги.
Задание: изображение цветов, деревьев по выбору
Материалы: лист бумаги, палочка, тушь, гуашь, кисти,
свечи
«Чьи следы?»
Цель: создание фантастических образов. Поиск
композиционного равновесия на листе бумаги. Освоение
техники цветной печати.
Задание: изображение фантастических животных или
инопланетян
Материалы: бумага, гуашь, восковые мелки.
«Что такое космос?»
Цель: создание фантастического рисунка выразительными
средствами. Обучение навыкам владения графическими
материалами. Закрепление умения детей работать в
смешанной технике (восковые мелки+ акварель)
Задание: изображение космоса
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель.

МАЙ

ЗАНЯТИЕ №1

ЗАНЯТИЕ №2

ЗАНЯТИЕ №3

ЗАНЯТИЕ №4

ЗАНЯТИЕ №5

ЗАНЯТИЕ №6

«По замыслу»
Цель: совершенствовать умения детей в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми доя
работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Закреплять умение выбирать самостоятельно
технику и тему.
Задание: изображение по замыслу
Материалы: все имеющиеся в наличии
«Фрукты на блюде»
Цель: продолжать учить составлять натюрморт из фруктов,
определять форму, величину, цвет и расположение
различных частей, отображать эти признаки в рисунке.
Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми
мелками фруктов, создание созвучного тона с помощью
акварели.
Задание: рисование фруктов с натуры
Материалы: фрукты или муляжи, бумага формата А4,
восковые мелки, акварель, кисти.
«Звездное небо»
Цель: учить создавать образ звездного неба, используя
смешение красок, печать по трафарету. Развивать цветовое
восприятие. Упражнять в рисовании с помощью этой
техники.
Задание: изображение звездного неба
Материалы: бумага формата АЗ, кисти, гуашь, трафареты,
пороло новый тампон.
«Чудесный букет»
Цель: закреплять знания детей о симметричных и
несимметричных предметах. Навыки рисования гуашью.
Учить изображать букет в технике монотипии.
Задание: рисование цветов
Материалы: бумага формата А4, гуашь, кисти.
«Как я люблю одуванчики»
Цель: совершенствовать умение детей работать в технике
восковые мелки+акварель. Учить отображать облик
одуванчиков .
Задание: рисование одуванчика
Материалы: Бумага, восковые мелки, акварель.
«Вишня в цвету»
Цель: закреплять умения продумывать расположение
рисунка на листе, обращаться к натуре во время рисования,
соотносить размер вазы и веток.
Совершенствовать умение использовать рисование
пальчиками и тычком.
Задание: рисование цветущей вишни в вазе
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть.

ЗАНЯТИЕ №7

ЗАНЯТИЕ №8

«Цветы в вазе»
Цель: освоение навыков работы плоской пробкой с
применением цвета и трафаретом вазы. Знакомство с
правилами оформления работы.
Задание: выполнить работу в теплых тонах.
Материалы: бумага, пробка, трафарет гуашь, кисти, вода.
«Березки на склоне»
Цель: расширять знания детей о природе родного края,
развивать чувство композиции, упражнять в рисовании
комком бумаги, выделяя главное цветовым контрастом.
Задание: изображение родной природы.
Материалы: бумага тонированная, гуашь, кисти мягкие,
комки бумаги.

5. Планируемый результат
нетрадиционному рисованию:

освоения

детьми

программы

по

- Ребенок самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и
устойчивым

интересом

создает

оригинальные

образы

и

сюжетные

композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад,
бытовые и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), а
также на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на
других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем»
(приключения).
В

творческих

работах

передает

различными

изобразительно-

выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире
(грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж) и
выражает свое эмоционально-ценностное отношение.
- Успешно реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды
художественно-продуктивной деятельности; уверенно использует освоенные
художественные техники и изобразительно-выразительные средства как
особый язык «искусства»; с интересом осваивает новые способы создания
образа и изобретает свои в процессе в процессе художественного
экспериментирования; умеет планировать работу; охотно сотрудничает с
другими детьми в процессе создания коллективной композиции.
- Интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
выражает свое отношение к эстетическим объектам и явлениям (красиво,
нравиться, любуюсь); имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на
арт-выставке.
Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к разным
видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и
самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой
стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от
освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия

своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире
(природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию
в окружающий мир.
Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и
декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире;
охотно включается в сотворчество с другим детьми и взрослыми, но не
охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно
выразительных

средств,

мотивируя

боязнью

неудачи,

ошибки,

неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности
не всегда оригинальны.
Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью
лишь в специально созданной ситуации при участи и поддержке со стороны
взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник
и

изобразительно-выразительных

интереса к искусству.

средств;

не

высказывает

заметного

6. Организационно-педагогические условия реализации
программы
Под

педагогическими

условиями

понимается

совокупность

взаимосвязанных направлений педагогического влияния на детей и взрослых
и организация их совместной деятельности. Мы определили педагогические
условия, обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической
адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы
дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные
отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание
ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в
мероприятиях программы; создание развивающей среды.
Организационные условия

представляют

совокупность

взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление
процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации
педагогов;

интеграция

основного

и

дополнительного

образования,

формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной
деятельности;

обеспечение

образовательного

процесса

методической

литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг;
обеспечение

творческой

интеллектуальной

деятельности

участников

образовательного процесса. Система организационных условий направлена
на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за
реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие
формы занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Занятия

проводятся

2

раза

в

неделю,

длительность

занятий

соответствует возрасту детей: 5-6 лет - 25 минут.
Программа дополнительного образования «Юный художник» строится на
следующих принципах:
 постепенность в развитии природных способностей детей;

 строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
систематичность и регулярность занятий; целенаправленность



учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства
и методы:
- организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения
различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные;
- создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в
конкурсной деятельности (публичное представление результатов);
- создание информационной среды различными средствами (беседы,
игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие предполагает
постепенное увеличение сложности и сопровождается объяснением, показом,
самостоятельной работой, анализом.
Образовательная

деятельность

осуществляется

посредством

интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности
представлений
оптимальные

детей,
и

на

основе

обобщенных

условия

для

принципа
способов

полноценного

взаимосвязи
действий
развития

и

обобщенных
обеспечивает

художественно-

эстетических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с их
возрастными и индивидуальными возможностями.
В ходе образовательной деятельности реализуются варианты интеграции
занятий художественно-эстетического цикла:
а) занятия по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной
темы (одного образа) последовательно друг за другом, что позволяет углубить
и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий
промежуток времени;
б) одно занятие объединяет два (реже три) вида изобразительного

искусства;
в) на одном занятии дети знакомятся с произведением одного вида
искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого (или других)
видов искусства.
Формы
работы с
детьми

Методы

творческая мастерская;
занятия по арт-терапии;
создание коллективных творческих композиций;
самостоятельная художественно-творческая деятельность детей;
интегрированные занятия на основе синтеза искусств;
организация деятельности в рамках мини-музеев;
организация конкурсов, выставок изобразительного творчества
Методы эстетического воспитания:
 метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с
целью овладения даром сопереживания;
 метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное в окружающем мире;
 метод эстетического убеждения;
 метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
 метод эстетического выбора (убеждения красотой), направленный на
формирование эстетического вкуса;
 метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,
сверстниками);
 метод нетривиальных творческих ситуаций пробуждающих интерес к
художественной деятельности;
 метод эвристических и поисковых ситуаций.
Метод разнообразной художественной практики:
- разнообразие изобразительных средств и материалов для
рисования: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, фломастеры,
гелевые ручки, уголь, разные виды круп, цветной песок, свеча, палочки,
зубные щетки, ладошки, пальчики, ватные палочки, губки, печатки из
картофеля
- разнообразие изобразительных средств и материалов для лепки и
пластилинографии: пластилин, соленое тесто, глина, фольга, гибкие
мягкие палочки, компакт-диски, оргстекло, природный материал
- разнообразие изобразительных средств и материалов для
аппликация: бумага, картон, салфетки, фантики, ватные диски, вата,
шерстяные нитки, сухие листья и цветы, кусочки ткани, открытки
- разнообразие изобразительных средств и материалов для
декоративно-прикладной деятельности: природный и бросовый
материал, пуговицы, бусины, стеклярус, стразы
- экспериментирование с изобразительными техниками: монотипия,
коллаж, кляксография, набрызг, акватипия, рисование штрихом,
линотипия, рисование по мятой бумаге, точечное рисование, граттаж,
цветовая растяжка, пуантилизм, аппликация плоскостная, объемная,
рваная, мозаичная, из жатой бумаги, с элементами рисования,
декоративная, прорезной декор; лепка модульная, рельефная, с
элементами конструирования и др.








Средства

Педагогические
технологии

наглядные средства: тематические плакаты для обогащения
восприятия детей уточнения их представлений об окружающем
мире, дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета,
композиции, незавершенные композиции для выставочных
коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию,
технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из
природного материала для создания детьми технологически
сложных образов, серия альбомов для художественного детского
творчества, репродукции картин известных художников, предметы
народного промысла
 аудиозаписи классической музыки, звуков природы
 изобразительные материалы и инструменты
 технология проектной деятельности
 технологии
нетрадиционной
продуктивной
художественной
деятельности
 технология музейной педагогики
 технология детского экспериментирования
 технология «Путешествие по карте»
 игровые педагогические технологии
 технология арт-терапии


7. Материально техническое обеспечение
С целью художественно-эстетического развития детей в ДОУ создана
изо-студия, оснащенная всем необходимым оборудованием. В кабинете
имеются пособия для изучения различных техник рисования, знакомства с
известными росписями, наборы картин и репродукции известных картин,
дидактические пособия. Для более качественного обучения и воспитания
студия оснащена аудио и видео техникой.
Наименование
Столы детские
Стулья
Стол письменный (взр.)
Мольберт
Шкаф книжный
Тумбочка
Шкаф для дидактического материала
Навесной шкаф
Мойка с тумбой
Таз пластиковый
Магнитофон
Телевизор
Полки навесные
Картины
Стул взрослый

Количество (шт)
11
26
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
5
5
2

Художественные материалы (инструменты)
Кисти акварельные №3
Кисти акварельные №4
Кисти акварельные №5
Кисти акварельные №6, №7
Кисти - щетина №6
Кисти - щетина №4
Карандаши графические
Карандаши масляные
Краски акварельные
Краски гуашевые
Клеенки на столы
Салфетки 25 * 40
Ножницы
Палитры

25
25
25
25*2
25
25
25
25
50
60
11
25
25
25

1.
2.
3.
4.

Демонстрационный материал (репродукции и описание).
Картины русских художников Алексея Саврасова, И. Левитан 1 шт.
Картины русских художников Ф. Васильева, И.Шишкина 1шт.
Декоративное искусство: «Городецкая роспись» 1шт
«Учимся рисовать» Хохломская роспись 2шт.

Методическое пособие Светланы Вохринцевой
1.Народное творчество №1
2.Народное творчество №2
1.
2.
3.
4.
5.

Дидактические игры
« Найди 10 отличий»
«Четвертый лишний»
«Лабиринт»
«Лото»
«Что сначала, что потом»
Наборы игрушек

1. Петух
2. Попугай.
3. Сова.
4. Кот.
5. Медведь.
6. Кит.
7. Щенок.
8. Зайчиха с зайчонком.
9. Бельчиха с бельчонком.
10. Рыбка большая и маленькая.
11. Утка с утенком.
12. Лягушонок.
13. Зебра с жеребенком.
14. Поросенок.
15. Барашек.
16. Гномик.
17. Змейка большая и маленькая.
18. Пингвин.
19. Лисичка.
20. Слоник.
21. Гусь.
22. Корова
23. Павлин.
24. Пчелка.
25. Ванька- встанька

3шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
2 шт.
1пара
1 пара
1пара
1пара
1шт.
1 пара
1шт.
1шт.
1шт
1 пара
1шт.
1шт
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
1шт.
2шт.

Стакан для воды
Белый картон А3
Цветной картон А3
Цветные карандаши
Фломастеры
Маркеры
Бумага А4

45
5уп.*20 лист
3уп. *20 лист
25
50
25
5 к.

Дидактический и иллюстрационный материал.
1. Наборы муляжей: овощи, фрукты.
2. Изделия народных промыслов: «Хохломская игрушка», «Дымковская
игрушка», «Гжель», «Семеновские матрешки».
3. Образцы современной керамики, ваза напольная, ваза настольная.
4. Наборы игрушек, кукла в длинном платье.
5. Наборы картин из серий: «Дикие животные и птицы», «Домашние
животные и птицы», «Времена года», «Крайний север», «Обитатели
моря», пейзажи, портреты.
Материалы и инструменты для использования в
нетрадиционных техниках.
1. Печатки (из пробковых и пластиковых материалов).
2. Трафареты (домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты,
деревья, птицы, цветы и др.).
3. Шаблоны.
4. Пробки плоские, тычки из колпачков.
5. Пробки с поролоновой подушечкой d - 3см.
6. Пенопласт для печатания 4*4.
7. Пенопласт для тиснения.
8. Рифленый картон.
9. Пленка для техник «Монотипия».

10. Губки поролоновые (для фона).
11. Зубные щетки.
12. Ложечки пластиковые.
13. Вилки пластиковые.
14. Шпажки для техники «Граттаж».
15. Трубочки коктейльные.
16. Крупы, чай, искусственный снег.
17. Клей ПВА.
18. Тушь: красная, черная, синяя.
19. Уголь
20. Акварельные мелки.
21. Сангина.
22. Ватные палочки.
23. Нитки - шпагат, синтетика.
24. Восковые свечи.
Изостудия пропорциональна и хорошо освещена, общий фон выполнен в
оттенках

спокойных

тонов,

оформления помещения.

что

соответствует

основному

принципу

Перечень используемой литературы
1.

«Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова,

Издательский дом «Цветной мир», Москва. 2012г.
2.

«Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.К. Казакова, Москва.

2005г.
3.

«Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной

изобразительной деятельности» Ю.В. Рузанова, Санкт-Петербург. Каро
2007г.
4.

«Учимся рисовать» Г.П. Есафьева, г. Ярославль. Академия Развития.

2006г.
5.

«Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7 лет, Москва.

Издательство «Гном и Д». 2001г.
6.

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.В.Пастухова.

1Ч. 2 Ч., Научно-методический Центр Проблем Детства, г. Екатеринбург.
1996г.
7.

«Рисунки спрятанные в пальчиках» Н.В.Дубровская, «Детство-Пресс».

г.Санкт-Петербург. 2003г.
8.

«Разноцветные сказки» Н.В.Нищева «Детство-Пресс». г.Санкт-

Петербург, 1999г.
9.

«Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В.Компанцева,

Москва. Просвещение. 1985г.
10.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ - пособие для

воспитателей и родителей, СПб-КАРО, 2007г.
11.Рисование. Искусство для дошкольников Мэри Энн, Ф.Колль, Москва
АСТ Астрель, 2005г.

Педагогическая диагностика
Уровень развития изобразительных навыков и умений воспитанников
ДОУ можно определить, воспользовавшись разработкой доктора
педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки
овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества»
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Форма:
 3 балла - формы переданы четко, части предмета расположены
верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение
 2 балла - есть незначительные искажения, движение передано
неопределенно
 1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части
предмета расположены не верно, пропорции переданы неверно,
изображение статическое
2. Композиция:
 3 балла - расположение по всему листу, соблюдение
пропорциональности в изображении различных предметов
 2 балла - на полосе листа, в соотношении по величине есть
незначительные искажения
 1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер,
пропорциональность предметов передана неверно
3. Цвет:
 3 балла - передан реальный цвет предмета, цветовая гамма
разнообразна
 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание.
нескольких цветов или оттенков
 1 балл - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение
выполнено в одном цвете
4. Ассоциативное восприятие пятна:
• 3 балла - самостоятельно дорабатывает пятно, линию в реальные
и фантастические образы
 2 балла - справляется при помощи взрослого
 1 балл - не видит образов в пятне
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Изобразительные навыки:

 3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками
действия с изобразительными материалами
 2 балла - испытывает затруднения при действии с
изобразительными материалами
 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно
2. Регуляция деятельности:
 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого и
критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным
заданием
 2 балла - эмоционально реагирует на замечания взрослого,
неадекватен при самооценке (занижена или завышена),
заинтересован прочесом деятельности
 1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка
отсутствует, не заинтересован (равнодушен) продуктом
собственной деятельности
3. Уровень самостоятельности, творчества:
 3 балла - выполняет задание самостоятельно, в случае
необходимости обращается с вопросами, проявляется
самостоятельность замысла, оригинальность изображения
 2 балла - требуется незначительная помощь взрослого, с
вопросами обращается редко, проявляется оригинальность
изображения, стремится к раскрытию замысла
 1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со
стороны взрослого , сам с вопросами к взрослому не обращается,
не инициативен, не стремится к раскрытию замысла
ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
 0-8 баллов - низкий уровень
 9 - 16 баллов средний уровень
 17 - 21 - высокий уровень

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».