Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 464 Принято Педагогическим советом Протокол № 1 от «31» августа 2020г. Утверждаю Заведующий-МБДОУ № 464 __________Н.В.Хитрикова Приказ № 58 от «31» августа 2020 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» Направленность художественная Возраст 6-7 лет срок реализации 1 год Преподаватель: Котукова В.М. Екатеринбург 2020 Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Календарный учебный график 4. Рабочая программа «Юный художник» для детей 6-7 лет 5. Планируемые результаты освоения программы 6. Организационно-педагогические условия реализации программы 7. Материально-техническое обеспечение программы 8. Перечень используемой литературы Приложения Приложение № 1 «Оценочный инструментарий» Программа дополнительного разработана в соответствии: образования «Юный художник» 1. С федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ 2. С санитарно - эпидемиологическими требованиями СанПин № 2.4.1. 3049 -13. К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций 3. С Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 4. С Уставом МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 464. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по художественно-изобразительной деятельности дошкольников от 6 до 7 лет разработана на основе Образовательной программы дошкольного комбинированного образовательной вида образования № программы с 464 МБДОУ учетом дошкольного детский - примерной образования, сад основной методических рекомендаций к образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, и программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» Лыковой И.А. Программа дополнительного образования по художественно-изобразительной деятельности направлена на: формирование и развитие творческих способностей воспитанников; удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно-эстетическом развитии; выявление, развитие и поддержку талантливых детей; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья воспитанников; социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе; формирование общей культуры воспитанников; Цель программы: эстетическое отношение к окружающему миру, формируемое в дошкольном детстве как универсальный способ гармонизации и личностного самоосуществления в процессе создания эстетической картины мира целостной, бинарной, динамично развевающейся системы представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом, выраженная в эстетических понятиях и образах с помощью нетрадиционных способов и материалов. Задачи программы: 1. Организовать изобразительную деятельность детей 6-7 лет, направленную на практическое освоение, творческое осмысление, самостоятельное создание индивидуальной картины мира доступными изобразительно-выразительными средствами. 2. Способствовать реализации и познанию своего «Я», формировать отношение к действительности, выражению эстетическое эстетического отношения к миру и самому себе через изобразительную деятельность, как специфическую детскую активность. 3. Развивать продуктивное воображение при решении творческих задач открытого типа, связанных с преобразованием наличной ситуации, а также выходом за ее пределы. Для достижения поставленных задач используются следующие принципы: 1. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что воспитание основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы человека, воспитывать его сообразно возрасту и полу, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума. В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее поведение. 2. Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, при сущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. В соответствии с принципом культуросообразности учитываются исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации подрастающего поколения, т.е. с учетом этнической и региональной культур. 3. Принцип развивающего характера художественного образования подразумевает то, что проектирование содержания продуктивной деятельности (ребенок развивается в деятельности и сама деятельность развивается). В этом случае приоритетными для педагога становятся задачи развития каждого ребенка, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. 4. Принцип приоритета содержания по отношению к методам и технологиям понимается таким образом, что ведущая педагогическая линия выстраивается как организация культуросообразного образовательного пространства, в котором создается проблемное поле культуры (содержание), а методы и технологи служат для «обработки» этого поля в целях его освоения. направленности воспитания 5. Принцип гуманистической предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, что эффективно влияет на развитие рефлексии и саморегуляции; на формирование отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; на чувства собственного достоинства, ответственности и развитее толерантности; на формирование личности как носителя демократических и гуманистических отношений в обществе. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практике на современном этапе. Решение ее начинается уже 13 дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи использование нетрадиционных техник рисования в детском саду. В процессе творческой деятельности у ребенка совершенствуются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются, так же, специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень важно для будущего школьника. Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных техник и материалов доставляют детям радость и незабываемые эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает. нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию детского творчества, проявлению самостоятельности инициативы, выражению индивидуальности. Идея использовать изобразительную деятельность в качестве дополнительного образования в детском саду не нова, и её эффективность проверена временем. Подтверждением тому служат огромное количество кружков, студий, школ изобразительного искусства, которые появились в 20х годах прошлого века и существуют по сей день. Поэтому использование программы по художественно-изобразительной деятельности в детских садах вполне обоснованно и востребовано родителями. Актуальная проблема интеграции различных видов искусства (танец, музыка, литература, изобразительное искусство) в развитии творческих способностей и основных психических процессов у детей дошкольного возраста (восприятие, память, мышление, воображение) явилась важной предпосылкой разработки программы «Юный художник». Программа представляет достаточные возможности для педагогов дополнительного образования. Большой информационный блок для педагога дает возможность наполнить каждое занятие с детьми интересным теоретическим и практическим материалом, методиками овладения нетрадиционными методами, приемами, материалами рисования в игровой, доступной форме. Данная программа расширяет и реализует содержание образования детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию. Программа основана на модульном принципе представления содержания и построения учебного плана и рассчитана на 1 год обучения согласно возрасту воспитанников: подготовительная (6-7 лет). НОВИЗНА ПРОГРАММЫ состоит в том, что система обучения нетрадиционному рисованию строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; соблюдается личностно центрированный подход в обучении; художественноизобразительная деятельность рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоциональноволевой сферы. 3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2018-2019 учебный год Показатели Режим работы ДОО Начало и окончание учебного года Все возрастные группы с 7.30 до 18.00 01.10.2018г.- 31.05.2019г. Продолжительность учебного года (недель), в том числе: I полугодие II полугодие Продолжительность учебной недели (дней) 32 13,5 18,5 5 Количество занятий в неделю Праздничные 2 04.11; 01.01.; 07.01; 23.02; 08.03; 01.05; 09.05; 12.06 Выходные 3.11.18-5.11.18; 30.12.18-08.01.19; 08.03.19-10.03.19; 01.05.19-05.05.19 04.11.2018 на 05.11.2018; 05.01.2019 на 02.05.2019; 06.01.2019 на 03.05.2019; 23.02.2019 на 10.05.2019 29.12.2018; 22.02.2019; 07.03.2019; 30.04.2019; 08.05.2019; 11.06.2019 Перенос выходных дней Сокращенные дни модули (разделы) «В Урале Русь отражена» Учебный план по программе «Юный художник» для детей 6 – 7 лет направления деятельности Обучение навыкам работы кистью на всем листе бумаги. Знакомство с понятием локальные цвета, Многоплановое изображение. Закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, портрет. Знакомство с работой тушью и пером. Создание фантастических образов средствами графики. Изучение свойств графических материалов. Знакомство с государственными символами России: флаг, герб. освоение способов их изображений. Итого Графика. Освоение работы тушью, пером, палочкой Смешение красок с передачей тонких нюансов. Освоение навыков работы «по-сырому». Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение техники «Бумажная пластика» «Сказания Техника «Гратаж» земли Знакомство с ювелирным искусством Урала, понятиями «декоративность» и «ритмичность». Работа в смешанных Уральской» техниках рисования. Освоение живописи цветным пластилином. Знакомство с сочетанием приемов живописи и лепки. Итого Знакомство с образами, созданными художниками-аниматорами. Работа в техниках: «по сырому», «тычок» жесткой полусухой кистью. «Живу я в Закрепление умения передачи движения в рисунке различными графическими материалами. глубине России» Освоение росписи по ткани. Техника росписи тушью. Итого Создание композиции ограниченной палитрой. Освоение техники мазка в подмалевке (полусухой кистью, примакивание). Освоение различных техник мазка. «Когда Формирование навыков эмоционального владения цветом (сближенные цвета и оттенки) говорят о Знакомство с техникой «кляксографии». Создание фантастических образов. России, я Знакомство с техникой «ниткографии» с последующим дофантазированием изображения. вижу свой Закрепление приемов работы в техниках: монотипия, печать пальцем, рукой, ладошкой, тычок полусухой жесткой Урал» кистью и т.д. Итого итого по всем разделам Всего в неделю 2 занятия, в месяц – 8, в год - 64 (длительность занятия 30 минут) количество часов теория практика всего 4,0 1,0 3,0 0,5 0,5 2,0 1,0 1.0 1,0 1,0 3.0 3,0 9,0 3,0 4,0 3,0 4,0 3,5 3,5 11,0 4,0 5,0 4,0 4,5 4,0 1,0 3,0 1,0 6,0 4,0 21,0 5,0 27,0 1,0 3,0 4,0 0,5 1.0 2,5 2,5 4,0 9,5 3,0 5,0 12,0 1,0 2,0 3,0 0,5 0,5 0,5 2,0 2,0 2,0 2,5 2,5 2,5 0,5 3,0 3,5 3,0 13,0 11,0 51,0 14,0 64,0 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Обучение навыкам работы кистью на всем листе бумаги. Составление 1 блок композиции с передачей настроения. Знакомство с понятием локальные цвета. ТЕМА: «В Урале Овладение навыками работы над композицией с многоплановым Русь отражена» изображением. Закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, портрет. Знакомство с работой тушью и пером. Закрепление умений работать в знакомых изобразительных техниках. Создание фантастических образов средствами графики. Изучение свойств графических материалов. Знакомство с государственными символами России: флаг, герб. Освоение способов их изображения. 2 блок Продолжение изучения графических материалов, освоение работой ТЕМА: тушью, пером ( палочкой ). Обучение навыкам смешения красок с передачей тонких нюансов. «Сказания земли Освоение навыков работы «по-сырому». Уральской» Знакомство с архитектурой русских городов. Освоение работы в технике «бумажная пластика». Знакомство с архитектурой и бытом древних городов. Знакомство с архитектурой и интерьером церкви. Навыки работы в технике «гратаж». Знакомство с историей Урала через краеведческую литературу. Знакомство с ювелирным искусством Урала и понятиями «декоративность» и «ритмичность». Обучение навыкам работы в смешанных техниках. Освоение живописи цветным пластилином. Знакомство с сочетанием приемов живописи и лепки. 3 блок Продолжать знакомить детей с портретом. ТЕМА: «Живу я Знакомство с образами, созданными художникам-аниматорами. в глубине Работа в техниках: «по сырому», «тычок» полусухой жесткой кистью. России» Закрепление умения передачи движения в рисунке. Освоение различных графических материалов. Освоение декоративной росписи . Знакомство с техникой росписи тушью. Использование холодных и теплых оттенков в живописном этюде. Поиск композиционных решений. Закрепление знаний детей о народных традициях (Масленица). 4 блок Создание композиции ограниченной палитрой. Освоение техники мазка в ТЕМА: «Когда подмалевке (пастозной, полусухой кистью, примакивание и т.д.). говорят о России, я Формирование навыков эмоционального владения цветом (сближенные вижу свой синий цвета и оттенки). Освоение различных техник мазка кистью. Урал» Формирование умения создавать фантастические образы. Знакомство с техникой «кляксографии». Знакомство с техникой «ниткографии» с последующим дофантазированием изображения. Закрепление приемов работы в технике: монотипия, печать пальцем, рукой, тычок полусухой жесткой кистью и т.д. ОКТЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 Календарно-тематическое планирование подготовительная группа (6-7 лет) «Осеннее дерево» - раздувание тушью и печать скомканной бумагой Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. Учить изображать осеннее дерево. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию Материалы: тушь чёрная, трубочки для раздувания, гуашь, листы бумаги А4, комочек скомканной бумаги «Берёзка в осеннем наряде» - рисование способом тычка жесткой кистью в теплой гамме. Цель: продолжать упражнять детей в рисовании жесткой полусухой кистью с помощью тычка. Расширять знания о строении дерева, развивать мелкую моторику. Материалы: жесткая кисть, простой карандаш, бумага А4, гуашь желтая. «Овощи на подносе» - рисование акварелью по туши Цель: развивать изобразительное умение и навыки, представление о форме предметов. Упражнять в работе тушью, акварелью. Развивать зрительно- двигательную координацию Материалы: тушь, акварель, кисть № 2, № 5, листы плотной бумаги А4 «Подосиновики» - печать рельефной бумагой. Цель: развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе. Расширять и развивать изобразительное умения и навыки, знакомить с техникой печати. Развивать моторику рук. Материалы: бумага, рельефная бумага, кисти, гуашь. «Осенний букет в вазе» - рисование с помощью растительных элементов Цель: развивать интерес к изобразительной деятельности. Умение располагать изображение на листе бумаги, развивать зрительный контроль за движением рук. Материалы: бумага А4, шаблон ваз, простой карандаш, растительные элементы (свежие цветочки), гуашь, кисти. « Золотая осень» - рисование с помощью различных инструментов Цель: развивать творчество фантазию, умение пользоваться различными инструментами Материалы: все имеющиеся в наличии. «Фрукты в вазе» - рисование гуашью с манкой ' Цель: учить изображать фрукты. Располагать их в вазе, используя приём наложения. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и колорита. Материалы: бумага А4, гуашь, кисти, манка, фрукты (муляжи), репродукции натюрмортов Машков, Коровин. ЗАНЯТИЕ №8 НОЯБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 «Сова» - рисование цветным клейстером. Цель: развивать у детей интерес к новой технике. Учить наносить цв. клейстер и затем прорисовывать глаза, клюв, перья. Развивать мелкую и общую моторику рук. Материалы: лист бумаги с контуром совы, цветной клейстер, ж/ кисть,шпажка для прорисовывания. «Осенний пейзаж» - рисование жёсткой кистью Цель: закрепить умение работать жёсткой кистью, по карандашному наброску. Развивать творчество и фантазию. Материалы: жёстка кисть, гуашь, акварель «Клоуны» - рисование цветным клейстером. Цель: продолжать знакомить детей с разными техниками и материалами. Упражнять в изображении фигуры человека. Развивать ориентировку на листе бумаги, моторику рук. Материалы: плотная бумага, простой карандаш, ластик, жёсткая кисть, мягкая кисть, цветной клейстер, деревянная палочка. «Город на реке» - монотипия Цель: продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Учить подбирать нужные цветовые гаммы. Развивать эстетический вкус. Материалы: бумага А4, гуашь, кисти мягкие№2, №5 «Ёжик» - рисование пластиковой вилкой иголки у ежа. Цель: развивать у детей изобразительные умения и навыки. Развивать зрительно-двигательную координацию рук. Материалы: Тонированные листы, простой карандаш, восковые мелки, пластикове вилки. «У лица города» - печать рельефной бумагой и растительными элементами Цель: расширять умения и навыки изображения домов, улиц города. Умение располагать изображение на листе бумаги. Материалы: тонированная бумага, силуэты различных зданий (целые и из частей), дорога из рельефной бумаги, сухие растения для печати деревьев, гуашь, кисти. «Зайчик» - печать через трафарет. Цель: продолжать знакомить детей с техникой печати. Упражнять в раскрашивании плёнки и работе с трафаретом. Развивать моторику рук, аккуратность при выполнении работ. Материалы: пищевая плёнка, трафарет зайчиков в разных позах, кисть № 5, № 2, гуашь, бумага А4. «Морозные узоры на стекле» - рисование ватной палочкой по цветному клейстеру Цель: поддерживать у детей интерес к изодеятельности. Продолжать знакомить с разными техниками и материалами. Развивать изобразительные умения и навыки Материалы: плотная бумага А4, листы светлого картона на 2 см. больше бумаги, губка, цветной клейстер, жёсткая кисть, см. Рузанова стр. 14. ЗАНЯТИЕ №8 ДЕКАБРЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 «Белочка грызёт орешки» - рисование жёсткой кистью и зубной щёткой Цель: продолжать знакомить с новыми материалами и техниками. Учить работать последовательно, закрашивать рисунок с верху вниз. Развивать общую моторику рук. Материалы: бумага А4, гуашь, зубная щётка, жёсткая кисть, простой карандаш, ластик. «Узор на ёлочной игрушке» - рисование клеем ПВА и манной крупой. Цель: развивать наблюдательность, умение изображать разные узоры на ёлочных игрушках, красиво располагая его на предмете, совершенствовать навык работы простым карандашом и клеем. Материалы: шаблоны ёлочных игрушек (шары, домики, сосульки), клей ПВА, простой карандаш,манка. «Снежная семейка» - рисование жёсткой кистью Цель: упражнять в рисовании снеговиков разных размеров. Закреплять приёмы изображения крупных форм в различных сочетаниях; совершенствовать технику рисование тычком Материалы: гуашь, жёсткая кисть, бумага А4. «Снежинка» - рисование ватной палочкой в круге (диаметр 15 см.) Цель: поддерживать у детей интерес к изодеятельности. Знакомить с разными техниками и материалами. Воспитывать творчество и фантазию. Материалы: трафарет снежинки, гуашь белая, ватные палочки, круги тёмных цветов «Зимушка-зима» - рисование клеем и манкой Цель: развивать у детей интерес к рисованию. Умение ориентироваться на листе бумаге. Упражнять в работе с клеем и крупой. Развивать общую моторику. Материалы: листы цветного картона (синего), клей-карандаш, манка, мелки, фломастеры, кисти для рисования гуашью. «Новогодняя ёлочка» - рисование жёсткой кистью и ватными палочками Цель: развивать у детей наблюдательность. Умение изображать ёлочку, передавая строение хвойного дерева. Совершенствовать навыки работы с данными материалами. Материалы: простой карандаш, трафареты ёлочек, гуашь, ватные палочки, жёсткая кисть «Снежная баба» - рисование клеем и манкой Цель: развивать у детей творческие способности. Умение последовательно намазывать клеем сверху вниз и засыпать манкой. Материалы: манка, клей-карандаш, бумага А4, простой карандаш, кисти и ватные палочки, гуашь ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 ЯНВАРЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 «Голубые ели» -расчесывание краски(зубная щетка) Цель:упражнять в рисовании зубной щеткой и жесткой кистью.Передавать красоту зимней природы.Развивать моторику рук. Материалы: бумага, гуашь белого и синего цвета,зубная щетка, жесткая кисть. «Новогодняя открытка»- по замыслу. Цель:совершествовать навыки и умения в свободном эксперементировании материалами в оформлении открытки.Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Материалы: все имеющиеся в наличии. «Медной горы хозяйка» - тиснение Цель: продолжать знакомить детей с новыми техниками и материалами. Учить использовать в рисовании новый материал пенопласт. Развивать чувство композиции. Закрепить ранее полученные умения и навыки. Материалы: бумага А4, пенопласт А4, простой карандаш, восковые мелки, ластик «Я в волшебном еловом лесу» - чёрно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету Цель: совершенствовать умения в нетрадиционных, графических техниках (ч/б граттаж печать поролоном по трафарету) учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно, развивать чувство композиции. Материалы: бумага А4, АЗ, картон для граттажа, свеча, палочка для процарапывания, чёрная тушь, поролоновые тампоны, иллюстрации эскизы педагога. н«Белые медведи на льдине» - воск, акварель Цель: учить создавать выразительный образ белого медведя использую шаблон. Учить пользоваться восковой свечой, тушью. Закрепить навыки работы с данным материалом. Материалы: листы А4, шаблоны, простой карандаш, акварель, мягкая кисть №25, восковая свеча «Филин» - рисование полусухой жёсткой кистью Цель: учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умения пользоваться выразительными средствами графики. Развивать творческие способности, моторику рук. Материалы: бумага А4, уголь, жёсткая и мягкая кисти, чёрная гуашь, иллюстрации и эскизы педагога. «Золотая рыбка» - рисование по мятой бумаге. Цель: продолжать знакомить с новыми техниками. Развивать творчество, фантазию, моторику рук. Материалы: бумага А4, шаблоны рыбок, простой карандаш, гуашь, мягкая кисть ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 ФЕВРАЛЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 «Сорока-белобока»- рисование по мятой бумаге. Цель:упражнять детей в рисовании по мятой бумаге. Закрепить умение работать с шаблоном. Материалы:бумага А4,простой карандаш, мягкая кисть, гуашь. «Сказочная птица»- рисование способом примакивания. Цель: упражнять в рисовании данной техникой. Развивать цветовосприятие,творческую активность и общую моторику рук. Материалы:бумага А4, кисть мягкая №3,гуашь,шаблон птицы,простой «карандаш. «Зимние фантазии»- по замыслу(мелом по бумаге) Цель:развивать творчество ,фантазию,умения воплощать задуманное на бумаге.Закрепить умение правильно пользоваться мелом,незабывать его смачивать. Материалы: бумага А4, мел разных цветов,вода. «Кактус» - рисование жёсткой полусухой кистью Цель: закрепить умение работать методом тычка полусухой кистью. Дополнять рисунок растительными элементами (бутон, цветок, шипы). Материалы: бумага А4, простой карандаш, восковые мелки, гуашь, жёсткая кисть. «Страус» - рисование смешанными техниками, скомканной бумагой, жёсткой кистью Цель: совершенствовать умения в нетрадиционных техниках рисования. Развивать творческую активность и общую моторику. Материалы: бумага А4, гуашь, жёсткая кисть, скомканная бумага, мягкая кисть №5 «Кит» - рисование по мятой бумаге Цель: упражнять детей в рисовании по мятой бумаге, закрепить умение работать с шаблоном. Развивать изобразительные умения и навыки. Материалы: бумага А4, мягкая кисть №5, гуашь, простой карандаш, шаблон. «Ночь в лесу» - рисование свечой и акварелью Цель: упражнять в данной техники рисования. Учить располагать изображения на листе, передавать строение разных деревьев, развивать творчество и фантазию. Материалы: бумага плотная А4, свеча, чёрная тушь «Павлин» - печать ладошкой Цель: совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (павлина). Развивать воображение и творчество. Материалы: бумага А4, кисть №5, гуашь, иллюстрации и эскизы ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 МАРТ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 «Снеговик» - рисование ватной палочкой Цель: совершенствовать навыки рисования ватной палочкой. Развивать глазомер координацию руки. Развивать цветовое восприятие чувство ритма, моторику рук Материалы: бумага А4, шаблоны кругов, простой карандаш, ватные палочки, гуашь. «Ёжик в лесу» - смешанная техника, мелки, чай и клей Цель: совершенствовать умение пользоваться разными техниками при создании рисунка. Закрепить умение рисовать деревья. Развивать творчество и фантазию. Материалы: бумага А4, простой карандаш, восковые мелки, чай, клей, гуашь, кисти фломастеры. «По замыслу» Цель: Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умения выбирать самостоятельно технику и тему. Материалы: все имеющиеся в наличии «Роза для мамы» - печать поролоном через трафарет Цель: учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться поролоном и трафаретом для однотипных изображений. Учить красиво располагать изображение на открытке, использовать для фона тёплые цветовые тона. Воспитывать любовь к маме. Материалы: открытка (бумага плотная), трафареты цветов, пороло н, гуашь, мелки, акварель, кисти «Ваза с цветами» - печать пробкой Цель: упражнять в рисовании весенних цветов с помощью пробки. Развивать эстетический вкус, умение красиво располагать цветы в вазе. Развивать координацию движений рук. Материалы: бумага А4 (плотная), мелки восковые, трафареты ваз, пробка для печати цветов, гуашь, акварель для фона. «Весенний пейзаж» - восковые свечи, акварель Цель: учить с помощью акварели передавать весенний колорит, изображать берёзы подснежники, обратить внимание на склонённую головку. Развивать цветовосприятие, творчество, фантазию. Материалы: бумага А4, восковые свечи, акварель, кисти «Дикобраз» - печать ладошкой Цель: совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (дикобраза). Материалы: бумага А4, гуашь чёрная и белая, кисти № 2, № 5, акварель ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 АПРЕЛЬ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 ЗАНЯТИЕ №3 «Узор на салфетке» - рисование цветным клейстером Цель: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности. Упражнять в составлении узоров на салфетке, развивать глазомер и ориентировку на листе, художественный вкус. Материалы: бумага плотная А4, цветной клейстер, палочка для вырисовывания узоров, кисти жёсткие и мягкая. «Роспись подноса» (1 занятие) - по мокрому листу акварелью Цель: развивать изобразительные умения и навыки детей. Расширять представление о росписи Жостовских подносов, упражнять в работе с акварелью, развивать ориентировку на листе, глазомер, цветовосприятие. Материалы: бумага плотная А4, поролон для смачивания листа, акварель, образцы подносов, эскизы педагога. «Роспись подноса» -рисование по мокрому листу акварелью, а затем прорисовка элементов на подносе. Цель: развивать художественный вкус, цветовосприятие. Закрепить умение работать тонкой кистью, прорисовывая мелкие декоративные элементы. Материалы: акварель, кисть № 2, бумага в виде подноса. «Подводное царство» - рисование акварелью по туши. Цель: совершенствовать умения и навыки детей расширять их представление о строении рыб, о морском дне. Продолжать знакомить с работой тушью, упражнять в работе акварелью. Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику рук. Материалы: бумага А4, акварель, тушь, кисти № 2, № 5 «Муравьи на дискотеке» - смешенные техники рисования Цель: учить детей рисовать смешенными техниками. Расширят представления о насекомых. Развивать зрительное восприятие, творчество, фантазию. Материалы: бумага А4, фломастеры, клей-карандаш, чайная крошка, простой карандаш, ластик, мелки. «Вечерний город» (1 занятие) - граттаж Цель: продолжать знакомить с новой техникой граттаж. Учить детей натирать воском лист бумаги и покрывать его тушью. Развивать художественные способности, интерес к данной технике, моторику рук Материалы: бумага плотная А4, восковые свечи, тушь чёрная, ж/к№5 «Вечерний город» (2 занятие) - граттаж Цель: развивать интерес к изодеятельности. Умение располагать изображения на листе, изображать различные здания улицы. Дорогу фонари и т.д. развивать зрительный контроль за движением рук Материалы: работы с прошлого занятия, палочки для ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 МАЙ ЗАНЯТИЕ №1 ЗАНЯТИЕ №2 процарапывания, простой карандаш «Закат» - монотипия Цель: продолжать знакомить с новой техникой изображения монотипия. Закреплять знания детей о симметричных и несимметричных предметах. Учить изображать пейзажную монотипию. Материалы: бумага А4, кисти № 2, № 5, гуашь. «Сказочный домик» - рисование цветным клейстером Цель: развивать интерес к изодеятельности, упражнять в рисовании предметов цветным клейстером. Развивать ориентировку на листе бумаги, цветовосприятие. Материалы: бумага А4, цветной клейстер, кисти, деревянные палочки, иллюстрации сказочных домиков, эскизы педагога. «Узор на квадрате»-рисование клеем и манной крупой. Цель: познакомить детей с новыми техниками и материалами. Учить работать клеем ПВА, развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. Материалы: бумага А4, клей ПВА,манка,простой карандаш. «Уральские горы» - тиснение Цель: продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать горный ландшафт, дополнять рисунок своим содержание (река, деревья, люди, животные). Развивать чувство композиции художественный вкус. Материалы: бумага А4, пенопласт такого же размера, восковые мелки, простой карандаш, ластик. «Звёздное небо» - набрызг, печать поролоном по трафарету Цель: учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок (красную, синюю, жёлтую), набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие, упражнять в рисовании с помощью данных материалов. Материалы: бумага А4, кисти, гуашь, зубная щётка, трафареты, эскизы и иллюстрации, аудиозапись. «Гусеница» - печать кулачком и большим пальцем Цель: упражнять детей в печатании кулачками и большим пальцем, создавая образ гусеницы. Учить дорисовывать мелкие детали (ножки, рожки, глазки, травку). Развивать творчество, фантазию, моторику рук. Материалы: бумага А4, гуашь, кисти № 2, № 5. «Вишня в цвету» с натуры - рисование пальчиками, тычками Цель: закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение рисовать пальчиком и тычком, для повышения выразительности рисунка. Материалы: цветущая вишня в вазе, палитра, гуашь, тычок, кисти, бумага тонированная голубым цветом, педагогические эскизы ЗАНЯТИЕ №3 ЗАНЯТИЕ №4 ЗАНЯТИЕ №5 ЗАНЯТИЕ №6 ЗАНЯТИЕ №7 ЗАНЯТИЕ №8 «Радуга весной» - поролон Цель: совершенствовать нетрадиционные техники рисования. Учить с помощью поролона рисовать радугу, закрепить последовательность и название цветов в радуге. КОЖЗГСФ. Развивать координацию движения рук, дополнять рисунок характерными этому времени года элементами (лужайка, бабочки, жучки). Материалы: гуашь, поролон, кисти, бумага А4. «Волшебные цветы» - ниткография Цель: продолжать знакомить с новыми техниками и материалами в рисовании. Развивать цветовосприятие, координацию рук, творчество и фантазию. Материалы: бумага по 2 листа А4, нитки длиной З0 см., гуашь, кисти, эскизы педагога. «Весенне дерево» - кляксография с трубочкой Цель: продолжать знакомить с данной техникой рисования. Закрепить умение ставить кляксу тушью и раздувать её трубочкой. Учить координировать движения рук, поворачивая лист бумаги. Ритмично наносить зелёные листья скомканной бумагой. Развивать чувство композиции Материалы: тонированные листы, тушь, гуашь, комочки бумаги «Белые одуванчики в траве» - смешенная техника Цель: совершенствовать умение в данных техниках, учить отображать образ одуванчиков наиболее выразительно, используя данные материалы (манку). Развивать воображение, творческие способности. Материалы: бумага А4, простой карандаш, гуашь, клейкарандаш, манка, кисти для рисования № 2, № 5, иллюстрации, эскизы педагога «Берёзовая роща» - рисование на мятой бумаге Цель: упражнять детей в рисовании по мятой бумаге. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи, используя ближний и дальний план. Развивать чувство композиции, цветовосприятие. Материалы: бумага А4, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, эскизы педагога. «Краб» - печать ладошками Цель: совершенствовать умения делать отпечатки ладоней, создавая образ краба, дорисовывать мелкие детали. Развивать воображение, творческие способности. Материалы: бумага А4, гуашь, палитра, кисти, поролон - для фона. 5. Планируемый результат нетрадиционному рисованию: освоения детьми программы по - Ребенок самостоятельно, свободно, увлеченно, с ярко выраженным и устойчивым интересом создает оригинальные образы и сюжетные композиции различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), а также на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения). В творческих работах передает различными изобразительно- выразительными средствами свои личные впечатления об окружающем мире (грустный или веселый человечек, добрый или злой сказочный персонаж) и выражает свое эмоционально-ценностное отношение. - Успешно реализует творческие замыслы, свободно сочетает разные виды художественно-продуктивной деятельности; уверенно использует освоенные художественные техники и изобразительно-выразительные средства как особый язык «искусства»; с интересом осваивает новые способы создания образа и изобретает свои в процессе в процессе художественного экспериментирования; умеет планировать работу; охотно сотрудничает с другими детьми в процессе создания коллективной композиции. - Интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; выражает свое отношение к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравиться, любуюсь); имеет опыт «зрителя» в художественном музее и на арт-выставке. Высокий уровень - ребенок проявляет устойчивый интерес к разным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир. Средний уровень - ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире; охотно включается в сотворчество с другим детьми и взрослыми, но не охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях; замыслы и результат деятельности не всегда оригинальны. Низкий уровень - ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участи и поддержке со стороны взрослого или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительно-выразительных интереса к искусству. средств; не высказывает заметного 6. Организационно-педагогические условия реализации программы Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений педагогического влияния на детей и взрослых и организация их совместной деятельности. Мы определили педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации к современному социуму детей в процессе реализации программы дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные отношения педагога и ребенка; вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в мероприятиях программы; создание развивающей среды. Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций, обеспечивающих целенаправленное управление процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов; интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у воспитанников к активной самостоятельной деятельности; обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными программами; педагогический мониторинг; обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников образовательного процесса. Система организационных условий направлена на планирование, организацию, координацию, регулирование и контроль за реализацией программы. Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий: групповые, подгрупповые и индивидуальные. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей: 6-7 лет - 30 минут. Программа дополнительного образования «Юный художник» строится на следующих принципах: постепенность в развитии природных способностей детей; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; систематичность и регулярность занятий; целенаправленность учебного процесса. Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы: - организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные; - создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в конкурсной деятельности (публичное представление результатов); - создание информационной среды различными средствами (беседы, игры). Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение сложности и сопровождается объяснением, показом, самостоятельной работой, анализом. Образовательная деятельность осуществляется посредством интеграции разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности представлений оптимальные детей, и на основе обобщенных условия для принципа способов полноценного взаимосвязи действий развития и обобщенных обеспечивает художественно- эстетических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. В ходе образовательной деятельности реализуются варианты интеграции занятий художественно-эстетического цикла: а) занятия по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной темы (одного образа) последовательно друг за другом, что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребёнка за довольно короткий промежуток времени; б) одно занятие объединяет два (реже три) вида изобразительного искусства; в) на одном занятии дети знакомятся с произведением одного вида искусства и аналогичную тему раскрывают в технике другого (или других) видов искусства. Формы работы с детьми Методы творческая мастерская; занятия по арт-терапии; создание коллективных творческих композиций; самостоятельная художественно-творческая деятельность детей; интегрированные занятия на основе синтеза искусств; организация деятельности в рамках мини-музеев; организация конкурсов, выставок изобразительного творчества Методы эстетического воспитания: метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; метод эстетического убеждения; метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); метод эстетического выбора (убеждения красотой), направленный на формирование эстетического вкуса; метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); метод нетривиальных творческих ситуаций пробуждающих интерес к художественной деятельности; метод эвристических и поисковых ситуаций. Метод разнообразной художественной практики: - разнообразие изобразительных средств и материалов для рисования: гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши, фломастеры, гелевые ручки, уголь, разные виды круп, цветной песок, свеча, палочки, зубные щетки, ладошки, пальчики, ватные палочки, губки, печатки из картофеля - разнообразие изобразительных средств и материалов для лепки и пластилинографии: пластилин, соленое тесто, глина, фольга, гибкие мягкие палочки, компакт-диски, оргстекло, природный материал - разнообразие изобразительных средств и материалов для аппликация: бумага, картон, салфетки, фантики, ватные диски, вата, шерстяные нитки, сухие листья и цветы, кусочки ткани, открытки - разнообразие изобразительных средств и материалов для декоративно-прикладной деятельности: природный и бросовый материал, пуговицы, бусины, стеклярус, стразы - экспериментирование с изобразительными техниками: монотипия, коллаж, кляксография, набрызг, акватипия, рисование штрихом, линотипия, рисование по мятой бумаге, точечное рисование, граттаж, цветовая растяжка, пуантилизм, аппликация плоскостная, объемная, рваная, мозаичная, из жатой бумаги, с элементами рисования, декоративная, прорезной декор; лепка модульная, рельефная, с элементами конструирования и др. Средства Педагогические технологии наглядные средства: тематические плакаты для обогащения восприятия детей уточнения их представлений об окружающем мире, дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции, незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию, технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов, серия альбомов для художественного детского творчества, репродукции картин известных художников, предметы народного промысла аудиозаписи классической музыки, звуков природы изобразительные материалы и инструменты технология проектной деятельности технологии нетрадиционной продуктивной художественной деятельности технология музейной педагогики технология детского экспериментирования технология «Путешествие по карте» игровые педагогические технологии технология арт-терапии 7. Материально техническое обеспечение С целью художественно-эстетического развития детей в ДОУ создана изо-студия, оснащенная всем необходимым оборудованием. В кабинете имеются пособия для изучения различных техник рисования, знакомства с известными росписями, наборы картин и репродукции известных картин, дидактические пособия. Для более качественного обучения и воспитания студия оснащена аудио и видео техникой. Количество (шт) Наименование Столы детские Стулья Стол письменный (взр.) Мольберт Шкаф книжный Тумбочка Шкаф для дидактического материала Навесной шкаф Мойка с тумбой Таз пластиковый Магнитофон Телевизор Полки навесные Картины Стул взрослый 11 26 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 5 5 2 Художественные материалы (инструменты) Кисти акварельные №3 Кисти акварельные №4 Кисти акварельные №5 Кисти акварельные №6, №7 Кисти - щетина №6 Кисти - щетина №4 Карандаши графические Карандаши масляные Краски акварельные Краски гуашевые Клеенки на столы Салфетки 25 * 40 Ножницы Палитры 25 25 25 25*2 25 25 25 25 50 60 11 25 25 1. 2. 3. 4. Демонстрационный материал (репродукции и описание). Картины русских художников Алексея Саврасова, И. Левитан 1 шт. Картины русских художников Ф. Васильева, И.Шишкина 1шт. Декоративное искусство: «Городецкая роспись» 1шт «Учимся рисовать» Хохломская роспись 2шт. Методическое пособие Светланы Вохринцевой 1.Народное творчество №1 2.Народное творчество №2 1. 2. 3. 4. 5. Дидактические игры « Найди 10 отличий» «Четвертый лишний» «Лабиринт» «Лото» «Что сначала, что потом» Наборы игрушек 1. Петух 2. Попугай. 3. Сова. 4. Кот. 5. Медведь. 6. Кит. 7. Щенок. 8. Зайчиха с зайчонком. 9. Бельчиха с бельчонком. 10. Рыбка большая и маленькая. 11. Утка с утенком. 12. Лягушонок. 13. Зебра с жеребенком. 14. Поросенок. 15. Барашек. 16. Гномик. 17. Змейка большая и маленькая. 18. Пингвин. 19. Лисичка. 20. Слоник. 21. Гусь. 22. Корова 23. Павлин. 24. Пчелка. 25. Ванька- встанька 3шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 2 шт. 1пара 1 пара 1пара 1пара 1шт. 1 пара 1шт. 1шт. 1шт 1 пара 1шт. 1шт 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 2шт. Стакан для воды Белый картон А3 Цветной картон А3 Цветные карандаши Фломастеры Маркеры Бумага А4 45 5уп.*20 лист 3уп. *20 лист 25 50 25 5 к. Дидактический и иллюстрационный материал. 1. Наборы муляжей: овощи, фрукты. 2. Изделия народных промыслов: «Хохломская игрушка», «Дымковская игрушка», «Гжель», «Семеновские матрешки». 3. Образцы современной керамики, ваза напольная, ваза настольная. 4. Наборы игрушек, кукла в длинном платье. 5. Наборы картин из серий: «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы», «Времена года», «Крайний север», «Обитатели моря», пейзажи, портреты. Материалы и инструменты для использования в нетрадиционных техниках. 1. Печатки (из пробковых и пластиковых материалов). 2. Трафареты (домашние животные, дикие животные, овощи, фрукты, деревья, птицы, цветы и др.). 3. Шаблоны. 4. Пробки плоские, тычки из колпачков. 5. Пробки с поролоновой подушечкой d - 3см. 6. Пенопласт для печатания 4*4. 7. Пенопласт для тиснения. 8. Рифленый картон. 9. Пленка для техник «Монотипия». 10. Губки поролоновые (для фона). 11. Зубные щетки. 12. Ложечки пластиковые. 13. Вилки пластиковые. 14. Шпажки для техники «Граттаж». 15. Трубочки коктейльные. 16. Крупы, чай, искусственный снег. 17. Клей ПВА. 18. Тушь: красная, черная, синяя. 19. Уголь 20. Акварельные мелки. 21. Сангина. 22. Ватные палочки. 23. Нитки - шпагат, синтетика. 24. Восковые свечи. Изостудия пропорциональна и хорошо освещена, общий фон выполнен в оттенках спокойных тонов, оформления помещения. что соответствует основному принципу Перечень используемой литературы 1. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыкова, Издательский дом «Цветной мир», Москва. 2012г. 2. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Р.К. Казакова, Москва. 2005г. 3. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности» Ю.В. Рузанова, Санкт-Петербург. Каро 2007г. 4. «Учимся рисовать» Г.П. Есафьева, г. Ярославль. Академия Развития. 2006г. 5. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7 лет, Москва. Издательство «Гном и Д». 2001г. 6. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г.В.Пастухова. 1Ч. 2 Ч., Научно-методический Центр Проблем Детства, г. Екатеринбург. 1996г. 7. «Рисунки спрятанные в пальчиках» Н.В.Дубровская, «Детство-Пресс». г.Санкт-Петербург. 2003г. 8. «Разноцветные сказки» Н.В.Нищева «Детство-Пресс». г.Санкт- Петербург, 1999г. 9. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В.Компанцева, Москва. Просвещение. 1985г. 10. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ - пособие для воспитателей и родителей, СПб-КАРО, 2007г. 11.Рисование. Искусство для дошкольников Мэри Энн, Ф.Колль, Москва АСТ Астрель, 2005г. Педагогическая диагностика Уровень развития изобразительных навыков и умений воспитанников ДОУ можно определить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества» АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Форма: 3 балла - формы переданы четко, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение 2 балла - есть незначительные искажения, движение передано неопределенно 1 балл - искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно, пропорции переданы неверно, изображение статическое 2. Композиция: 3 балла - расположение по всему листу, соблюдение пропорциональности в изображении различных предметов 2 балла - на полосе листа, в соотношении по величине есть незначительные искажения 1 балл - композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно 3. Цвет: 3 балла - передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание. нескольких цветов или оттенков 1 балл - цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете 4. Ассоциативное восприятие пятна: • 3 балла - самостоятельно дорабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы 2 балла - справляется при помощи взрослого 1 балл - не видит образов в пятне АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Изобразительные навыки: 3 балла - легко усваивает новые техники, владеет навыками действия с изобразительными материалами 2 балла - испытывает затруднения при действии с изобразительными материалами 1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно 2. Регуляция деятельности: 3 балла - адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу, заинтересован предложенным заданием 2 балла - эмоционально реагирует на замечания взрослого, неадекватен при самооценке (занижена или завышена), заинтересован прочесом деятельности 1 балл - безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, не заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности 3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла - выполняет задание самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, проявляется самостоятельность замысла, оригинальность изображения 2 балла - требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами обращается редко, проявляется оригинальность изображения, стремится к раскрытию замысла 1 балл - необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого , сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к раскрытию замысла ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: 0-8 баллов - низкий уровень 9 - 16 баллов средний уровень 17 - 21 - высокий уровень Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)