Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 464 ПРИНЯТО: Педагогическим Советом Протокол № 1 от «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 464 __________ Н.В. Хитрикова Приказ № 58 от 31.08.2022 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика» направленность: социально-гуманитарная Возраст детей: 3-5 лет Срок реализации: 1 год ( первый год обучения) г. Екатеринбург Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Объём Программы Планируемые результаты освоения Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Модель образовательного процесса Тематическое планирование Программы III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Организация развивающей предметно-пространственной среды Календарный учебный график Учебный план Кадровые условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение Программы Формы оценки планируемых результатов Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 3 4 5 5 6 6 8 22 22 23 24 24 24 25 27 28 29 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа предназначена для детей дошкольного возраста (3-4 лет), ориентирована на формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедия – раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики) и алалия (отсутствие речи). Следует отметить, что у детей, имеющих речевые дефекты, наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук. Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 3034); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года) (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 года, регистрационный № 28564); Концепция развития дополнительного образования (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); Устав МБДОУ – комбинированного вида № 464, утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 2716/46/36 от 25.12.2015 г. 3 1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы – развитие общих речевых навыков, таких как дыхание, темп и ритм речи; расширение словаря детей, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия; регулирование процессов возбуждения и торможения; постепенное формирование координации движений, их переключаемость, точность. Задачи: Развивающие: 1. Развивать зрительное, слуховое восприятие; 2. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику, формировать произносительные навыки; 3. Развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребёнка; 4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику; Образовательные: 1. Активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового); 2. Увеличить объём памяти; 3. Формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и к самостоятельной связной речи; Воспитательные: 1. Воспитывать у детей положительный, эмоциональный настрой на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым образцам взрослого; 2. Воспитать у детей интерес к занятиям, формировать умение работать в коллективе. 1.2. Принципы и походы к формированию Программы Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 3-4 лет. Процесс обучения построен на реализации дидактических принципов: Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования речевых представлений, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности воспитанников. Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора. Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой личности. 4 Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и различными кружками. Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей. 1.3. Объём Программы Программа рассчитана на один год обучения для детей с 3 до 5 лет. Программа предполагает 2 занятия в неделю. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей. Продолжительность каждого занятия 20 минут. В логоритмике выделяют два основых направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства темпа и ритма; активизации всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. 1.4. Планируемые результаты освоения программы Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка: 5 зрительного восприятия, внимания и памяти; слухового внимания и памяти; статической координации движений; произвольной регуляции мышечного тонуса; ориентировки в схеме собственного тела; динамической координации движений рук; артикуляционной моторики; мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления; смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний; слогоритмической структуры слов; функций фонематического слуха; понимания предметного, глагольного словаря. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Модель образовательного процесса Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной. Вводная часть составляет 3-5 минут. Сюда могут входить различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега: на носках, на пятках, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. Основная часть включает в себя разнообразные виды двигательных и речевых упражнений (упражнения на развитие: общих речевых навыков – дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движениями – «звуковая зарядка»); упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохранными у детей согласными); артикуляционные и мимические 6 упражнения; игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой); упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различению шумовых, а затем музыкальных звуков); все виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса). Заключительная часть. Заканчивается занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию. Новая тема прорабатывается на протяжении 3 занятий с постепенной подачей изучаемого материала. Например на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений и упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры. 7 2.4. № п/п Тема занятия Задачи 1-2 Солнышко и дождик 3-4 Тучка 5-6 Тучки по небу гуляют Тематическое планирование Программы Содержание Формирование динамической координации движения рук. Развитие речевого дыхания. Развитие фонематического восприятия. Развитие темпоритмической организации речи. Развитие ритмической выразительности. Стимулирование двигательных умений и навыков. Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Регуляция мышечного тонуса мышц рук. Развитие слухового Пальчиковая игра «Прогулка» Двигательное упражнение «Ноги и ножки» Русская народная закличка «Дождик» Игра «Прогулка и дождик» Упражнение на развитие дыхания «К солнышку» Пальчиковая игра «Дружба» Песня «Непослушный дождик» Ритмическая игра «Капли» Шумовой оркестр Игра «Прогулка и дождик» Ритмическая игра «Прощание с дождем» Пальчиковая игра «Прогулка» Пальчиковая игра «Дружба» Пальчиковая игра «Прогулка» Двигательные упражнения «По узенькой дорожке» Упражнение на развитие мимических движений «Тучка улыбается и сердится» Количество часов 2 2 2 8 7-8 Грибной дождик 9-10 Под грибком внимания на материале музыкальных звуков, развитие тембрового восприятия. Развитие мелкой моторики, самомассаж ладоней. Развитие дыхания. Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Регуляция мышечного тонуса мышц рук. Развитие слухового внимания на материале музыкальных звуков, развитие тембрового восприятия. Развитие мелкой моторики, мамомассаж тела. Развитие дыхания. Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Песня «Гроза» Русская народная закличка «Дождик» Игра «Прогулка и дождик» Двигательные упражнения «Плыли по небу тучи» Песня про дождик Двигательные упражнения «Ножки, ножки бежали по дорожке» Массаж тела «Грибной дождик» Игра «Лягушки и дождик» Ритмическая игра «Туча» 2 Ритмическая игра «Дождь частый и редкий» Русская народная игра «Пузырь» Динамическая пауза «По грибы» 2 9 11-12 Осенние листья Регуляция мышечного тонуса мышц рук. Развитие слухового внимания на материале музыкальных звуков, развитие тембрового восприятия. Развитие мелкой моторики, мамомассаж тела. Развитие дыхания. Обучение приемам массажа. Развитие эмоциональной выразительности. Формирование правильной осанки, походки. 13-14 Осень в лесу Развитие чувства ритма. Развивитие координации движений и моторных функций. Формирование пространственных Массаж «Грибной дождик» Упражнение на развитие чувства музыкального размера (метра) «Грибы большие и маленькие» Игра «Замри» Сказка В. Сутеева «Под грибком» Пальчиковая игра «Зайцы» Окончание сказки «Под грибком» Массаж бедер «Дождик» Массаж ног Упражнение «Лужа» Ритмическая игра «Падают листья» Двигательные упражнения «Осенние листочки» Упражнение «Грибы большие и маленькие» Пальчиковая игра «Осенний букет» Танец-игра с листьями 2 Двигательные упражнения «Мы ногами – топ-топ-топ» Динамическая пауза «Ветер» Шумовой оркестр Упражнение на развитие чувства 2 10 представлений. 15-16 Весёлый огород Выработка правильной осанки, навыков движения в колонне, развитие слухового внимания. Регуляция мышечного тонуса мышц рук. Развитие слухового внимания на материале музыкальных звуков, развитие тембрового восприятия. Развитие мелкой моторики, самомассаж тела. Развитие дыхания. 17-18 Репка Формирование динамической координации движения рук. Развитие речевого дыхания. Развитие фонематического восприятия. ритма «Прогулка» Танец-игра с листьями Пальчиковая игра «Осенний букет» Русская народная потешка «Ладушки, лады» Русская народная песня «Ладушки» Ритмическая игра «Дождик, веселей!» Русская народная закличка «Дождик» Массаж бедер «Дождик» Комплекс общеразвивающих упражнений «Овощи» Упражнение на развитие чувства ритма «Будь внимательным!» Пальчиковая игра «Зайцы» Динамическая пауза «Был у зайки огород» Подвижная игра «Огород» «Огородный хоровод» 2 Пальчиковая игра «Дом и ворота» Русская народная закличка «Дождик» «Огородный хоровод» Массаж пальцев «Этот пальчик» 2 11 19-20 Осенние подарки Развитие темпоритмической организации речи. Развитие ритмической выразительности, слуха. Стимулирование двигательных умений и навыков. 21-22 До свиданья, птицы! Формирование динамической координации движения рук. Развитие речевого дыхания. Развитие фонематического Ритмическая игра «Кто как идет» Ритмическая игра «Жили мыши на квартире» Двигательное упражнение «Репка» Русская народная игра «Репка» Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд» Пальчиковая игра «Паучок» Пальчиковая игра «Осенний букет» Двигательные упражнения «Мишки» Русский народный хоровод «Заинька, походи!» Массаж «Грибной дождик» Упражнение «Грибы большие и маленькие» Массаж пальцев «Этот пальчик» Игра «Маленький ежик» Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд» Песня об осени Танец «Веселые сапожки» Физкультминутка «Клен» Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2 2 12 восприятия. 23-24 Холодно! Развитие темпоритмической организации речи. Развитие ритмической выразительности. Стимулирование двигательных умений и навыков. 25-26 Зима в лесу Развитие речевого дыхания. Развитие переключаемости артикуляционного аппарата. Расширение активного и пассивного словаря. 27-28 Дед Мороз спешит Формирование Двигательные упражнения «Перелетные птицы» Танец «Все захлопали в ладошки» Игра «Птички» Пальчиковая игра «Птички» Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам» Ритмическое упражнение «Снежинки» Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки» Упражнение «Снег-снежок» Пальчиковая игра-массаж «Пальчик – мальчик» Физкультминутка «Метель» Физкультминутка «Метель» «Зимняя игра» Ритмическое упражнение «Снежок» Ритмическая игра «Следы зверей» Упражнение на развитие дыхания «Волки» Игра «Догонялки» Пальчиковая игра «Пальчикмальчик» Упражнение на развитие дыхания 2 2 2 13 на елку динамической координации движения рук. Развитие речевого дыхания. Развитие фонематического восприятия. 29-30 Украшаем елочку Развитие динамического слуха. Развитие мелкой моторики. Укрепление костномышечного аппарата. Наступает Новый 31-32 год Новогодний 33-34 праздник в лесу Развитие воображения. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Формирование грамматического строя речи. Развитие эмоциональной сферы, воображения. Развитие динамической и «Вьюга» Физкультминутка «Дед Мороз» Ритмическое упражнение «Снежинки» Игра «Снежинки и Дед Мороз» Закличка «Морозушка – Мороз» «Зимняя игра» Физкультминутка «Наша елка» Игра «Бусы повесили» Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Колокольчики звенят» «Танец с фонариками» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Закличка «Морозушка – Мороз» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Игра «Ритмическое эхо» Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки» Танец кукол Игра «Прятки» Игра «Колпачок» Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Пьеса «На машине» Ритмическая игра «Следы» 2 2 2 14 35-36 Рукавичка 37-38 Снеговик 39-40 Кошка и котята статистической координации общих движений. Расширение активного и пассивного словаря. Развитие динамической и статистической координации общих движений. Расширение активного и пассивного словаря. Формирование правильной осанки. Развитие чувства ритма. Закрепление навыков массажа. Развитие зрительного восприятия. Развитие слуха. Закрепление навыков массажа. Развитие зрительного восприятия. Стихотворение «Дед Мороз» Двигательные упражнения «Лесные гости» Игра «Заморожу» Закличка «Морозушка – Мороз» Русская народная потешка «Вдоль по улице метелица метёт» Русская народная песня «Зайка» Ритмическая игра «Два зайчика» Танец «Снежок» Игра «Зайцы и волк» Танец мишек Потешка «Уж ты зимушка-зима» Игра «Метелица» Массаж «Снеговик» Физкультминутка «Попляшите» Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки» Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок» Массаж тела «Заболела кисонька» Ритмическая игра «Цапки» 2 2 2 15 41-42 Котята и щенок Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие переключаемости движений. Развитие зрительного восприятия и внимания. Игра «Киса и мыши» Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» Потешка Игра «Киса и мыши» Игра с собачкой Ритмическая игра «Котенок и щенок» Потешка «Кисонька-мурысонька» Двигательные упражнения «В гости к бабушке» Пальчиковая игра «Бабушка и внучок» Ритмическое упражнение «Ладушкиладошки» Игра «Щенок Митрошка» Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» Ритмическая игра «Оркестр» Игра «Киса и мыши» Пестушка «Хамочек» Потешка «Ой, сердит мороз» Массаж «Снеговик» Физкультминутка «Снежная баба» Ритмическая игра «Шагают 43-44 У бабушки в гостях Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. 45-46 Как снеговики солнце искали Развитие динамического слуха. Развитие мелкой моторики. Укрепление костно- 2 2 2 16 мышечного аппарата. снеговики» Ритмическое упражнение «В лесу» Игра «Ритмическое эхо» Двигательное упражнение Игра «Зайка» Упражнение «Машины» Физкультминутка «Эй, лошадка» «Игра с лошадкой» Упражнение на развитие дыхания «Гудок» Пальчиковая игра «Капитан» Стихотворение «Самолет» Игра «Космонавты» Танец с флажками Упражнение на развитие чувства ритма «Цыплята» Пальчиковый массаж «Сорока» Двигательные упражнения «Зайчик» Ритмическая игра «Сапожки» Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Закличка «Солнышки» Пальчиковая игра «Мама» Ритмическая игра «Письмо на снегу» 47-48 Армейская карусель Развитие эмоциональной сферы, воображения. Развитие динамической и статистической координации общих движений. Расширение активного и пассивного словаря. 49-50 Как цыплята солнце будили Развитие чувства ритма. Развитие динамического слуха. Закрепление навыков самомассажа. 51-52 Новая столовая Закрепление навыков 2 2 2 17 самомассажа. Развитие артикуляционной моторики. Ориентировка в пространстве. В гости к нам 53-54 пришли матрешки 55-56 Весеннее солнышко Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие переключаемости движений. Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие эмоциональной сферы, воображения. Развитие динамической и статистической координации общих движений. Расширение активного и пассивного словаря. Музыкально-ритмическая игра «Строители» Танец-игра «Вороны» Массаж пальцев «Воробьи» Игра «Ритмическое эхо» Самомассаж «Сорока» Игра «Скворушки» Игра «Карусель» Игра «Матрешки и мышки» Танец «Мы – матрешечки» Пестушка «Хамочек» 2 Упражнение «Солнышко» Игра на развитие мимических движений «Солнышко» Игра «Солнышко» Двигательные упражнения «Солнечные зайчики» Ритмическая игра «Сосульки» Игра «Щенок Митрошка» Игра «Скворушка» Пальчиковая игра «Большие и маленькие» 2 18 57-59 Весенняя капель 60-62 Прилетайте, птицы! Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие переключаемости движений. Развитие зрительного восприятия и внимания. Упражнение на растяжение мышц «Потягушки» Детская пестушка «Водичка, водичка» Закличка «Солнышко» Ритмическая игра «Капель» Игра «Воробей» Игра «Я бегу, бегу, бегу» Игра «Я бегу, бегу, бегу» Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик» Игра-массаж ног «Строители» Игра «Скворушки» Игра «Замри» Массаж пальцев «Воробьи» Пальчиковая игра «Ладушки» 3 3 Ритмическая игра «Барабан» Игра «Ежик и мыши» Ритмическая игра «Белочка» Музыкально-дидактическая игра на развитие слуха «Лесная прогулка» Игра «Вышел Мишка на лужок» Пальчиковая игра «Ладушки» Упражнение «Цыплята» 3 63-65 Весенний ручеек 66-68 Кораблик Развитие эмоциональной сферы, воображения. Развитие динамической и статистической координации общих движений. Расширение активного и пассивного словаря. Формирование восприятия 3 19 69-71 Утренние лучи отношений между предметами в пространстве. Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие речевого дыхания. Ориентировка в схеме собственного тела. Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы. 72-74 Петушок и его семья Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие переключаемости движений. Развитие зрительного восприятия и внимания. 75-77 Колечко Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. Упражнение «Плавный подъем рук» Ритмическая игра «Лягушки» Игра «Ну-ка, зайка» Закличка «Солнышко» Дыхательное упражнение «Ветер» Игра «Корабль пришел» Ритмическая игра «Курочки» Пальчиковая игра «Цветы» Дыхательное упражнение с цветами Пестушка «Хамочек» Упражнение «Потягушки» Массаж тела «Умывание» Пальчиковая игра «Ладушки» Потешка «Петушок» Двигательное упражнение «Петушиная семья» Игра «Куры и петух» Ритмическая игра «Курочки» Упражнение «Цыплята» Игра «Курочка, цыплята и кошки» Стихотворение «Храбрый цыпленок» Ритмическая игра «Кто как ходит» Упражнение «Мы посадим все цветы» Танец с цветами 3 3 3 20 Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие внимания. Развитие равновесия. Развитие координации движений. 78-80 Бобровый пруд Общее количество академических часов: Упражнение для пальцев «Колечко» Пальчиковая игра «Коготки» Физкультминутка «Гуси на прогулке» Ритмическая игра «Индюк и овечка» Двигательное упражнение «Олень» Пальчиковая игра «Цветок» Игра «Жуки» Игра «Ритмическое эхо» Пальчиковая игра «Ерши» Ритмическая игра «На пруду» Упражнение на равновесие «Аист» Упражнение на развитие внимания «Аист» 3 80 21 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников речевых навыков: - спортивный или музыкальный зал; - наличие музыкальной аппаратуры, ноутбук; - наличие пособий и материалов для занятий по логоритмике; - стулья по росту детей 22 3.3. Календарный учебный график Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика МБДОУ. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Младшие группы Содержание Количество возрастных групп в каждой параллели Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года, всего, в том числе: I полугодие II полугодие Продолжительность учебной недели Объём образовательной нагрузки в неделю (количество занятий/мин) Сроки проведения мониторинга 2 01.09.2022 30.06.2022 40 недель 16 недель 24 недели 5 дней 2/20 01.09.2022 - 16.09.2022 16.06.2023 - 30.06.2023 3.4.Учебный план Разделы Продолжительность Периодичность Логоритмика Вторая младшая группа (3-4 года) 20 мин. Неделя Месяц 2 8 Средняя Группа (4-5 лет) 20-25 мин Неделя Месяц 2 8 Итого за период обучения 80 3.5. Кадровые условия реализации Программы. Занятия по дополнительной образовательной программе «Логоритмика» проводит педагог дополнительного образования. Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 23 Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 3.6. Материально-техническое обеспечение Программы: 1. Музыкальный или спортивный зал. 2. Методические пособия: - Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004. - О.А. Новиковская, Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – С-Пб.: «Корона.Век», 2013. - Екатерина Кузнецова Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Гном и Д, 2002. 3. СД – диски, флеш-накопители. 4. Ноутбук, музыкальный центр. 1.7. Формы оценки планируемых результатов Мониторинг проводится два раза в год. В начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий. Повторный мониторинг проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Мониторинг неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.. Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентирование в пространстве. 1. Показать правую руку, показать левую руку. 2. Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади. 24 Состояние общей моторики. 1. Предложить детям показать несколько знакомых движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить: точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1-2-3-4-5) правой рукой, левой рукой. Игра «Кулак – ладонь» (правой, затем левой рукой). Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 3 слов (дом, мишка, колобок). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка» Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю. - Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 4 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться). Уровни освоения программы: Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки. 25 Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1) Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. 26 Приложение № 1 Мониторинг освоения Программы № п/п Слуховое внимание Ориентиро вание в пространст ве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики н.г. н.г. н.г. н.г. Ф.И. ребёнка к.г. к.г. к.г. к.г. Слухорече Двигатель вая память ная память н.г. к.г. н.г. к.г. Итого н.г. к.г. 1. 2. 3. Обработка результатов: Н – низкий уровень С – средний уровень В – высокий уровень 27 Приложение № 2 Методические пособия: 1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 34 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. О.А. Новиковская, Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – С-Пб.: «Корона.Век», 2013. 3. Екатерина Кузнецова Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Гном и Д, 2002. 28 Приложение № 3 Расписание занятий «Логоритмика» на 2022-2023 учебный год Младшая группа № 10 15.10 – 15-30 15.40 – 16.00 15.10 – 15-30 15.40 – 16.00 2 2 Пятница Четверг Среда Вторник Понедельник Младшая группа №1 Итого 29