Футбол

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 464
МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 464
620085 г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы 25Б Тел. 297-21-60

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 464
Протокол № 1 от «31» августа 2022 года

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 464
____________ Хитрикова Н.В.
Приказ № 58 от «31» августа 2022 года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол»
Возраст обучающихся: 5 -7 лет
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации 1 год
Составитель:
Иванченко В.В.
тренер по футболу

Екатеринбург
2022
1

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Методическое обеспечение и условия реализации программы
5. Литература
6. Приложения

2

1. Пояснительная записка
С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был
и остается мяч. Ребенок самостоятельно определяет, что делать с этим уникальным
для него предметом. Игру с мячом можно назвать одним из важнейших
воспитательных институтов, способствующий как развитию физических и
умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения,
этических ценностей общества. Большое влияние игры с мячом оказывают и на
психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. В этих
играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и др.
Игра с правилами это сознательная, активная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание,
эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным
умственным и физическим усилиям.
Упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения и
обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность
ребенка:
создают условия для включения в работу основных физиологических систем
организма, что важно для полноценного развития детей 5-7 лет;
развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают
подвижность в суставах;
укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, способствуют выработке
хорошей осанки;
способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, точности
воспроизведения движений во времени и пространстве.
Футбол — подвижная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей
стране и мире, для организации и проведения которой, необходим минимальный
набор спортивного инвентаря и оборудования. Обучение футболу отвечает всем
требованиям психомоторного развития старших дошкольников и детей младшего
школьного возраста.
Разнообразие технических и тактических действий игры в футбол и
собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для
формирования жизненно важных навыков и умений детей, всестороннего развития
их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в
футбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными
средствами укрепления здоровья.
Применение спортивных игр и с мячом в частности, в физическом
воспитании старшего дошкольника и ребенка младшего школьного возраста играет
немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и
3

технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для
развития скоростных и координационных способностей.
Подвижные игры с мячом всегда являются творческой деятельностью, в
которой проявляется естественная потребность ребенка в движении,
необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только
познает окружающий мир, но и преображает его.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что сегодня на смену
увлекательным коллективным играм пришли компьютерные, у ребенка остается
все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками, все
это негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития
двигательных способностей детей. Подвижные игры с элементами спорта
способствуют развитию двигательных способностей: скоростно-силовых,
координационных, требующих выносливости, силы, гибкости; позволяют
проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Программа направлена на физическое воспитание личности, выявление
одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и
спорте.
Цель программы: содействие полноценному физическому развитию
занимающихся, сохранению и укреплению их здоровья средствами футбола.
Задачи программы:
1. формировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту, желание
использовать полученные навыки в самостоятельной двигательной
деятельности;
2. содействовать развитию двигательных способностей;
3. обучать основным элементам техники футбола;
4. воспитывать морально-волевые качества;
5. формировать привычку к здоровому образу жизни.
2. Структура годичного цикла занятий
Программа рассчитана на 40 недель занятий. Распределение времени занятий
по различным видам подготовки осуществляется по годам обучения в соответствии
с конкретными задачами (приложение 1).
п\п
Виды подготовки
Часы
1. Теоретическая подготовка
2
2
2. Общая физическая подготовка
20
20
З. Интегральная подготовка
16
16
4. Техническая подготовка
30
30
5. Тактическая подготовка
4
4
6. Учебные игры
6
6
7. Контрольное тестирование
2
2
8. Всего занятий
80
80
4

Разделы программы взаимосвязаны и реализуются с учетом возрастных и
половых особенностей детей, а также физического развития и функциональных
возможностей детского организма.
В разделе «Теоретическая подготовка» представлен материал, дающий
начальные основы знаний о собственном организме, гигиенических требованиях на
учебных занятиях, истории физической культуры и спорта, истории развития
футбола в стране. В данном разделе занимающиеся знакомятся с основными
правилами техники безопасности на занятиях, спортивно-массовых мероприятиях,
формируют навыки страховки и самостраховки.
Раздел «Общая физическая подготовка» содержит материал, реализация
которого формирует у детей общую культуру движений, укрепляет здоровье,
содействует развитию умений, развивает основные физические качества с
преимущественным использованием подвижных игр.
Раздел «Интегральная подготовка» содержит специализированные
упражнения
имеющие
многостороннюю
направленность:
физическую,
техническую, тактическую и психологическую.
Разделы «Техническая подготовка», «Тактическая подготовка» включают в
свое содержание различные средства физической культуры, направленные на
формирование и развитие жизненно-важных двигательных навыков и умений.
Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с
мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения отдельных элементов
техники, их вариативности, различных связок и фрагментов игровой деятельности,
с преимущественным использованием обучающих игр.
Раздел «Учебные игры» содержит то необходимое количество времени, в
процессе которого, приобретается вся совокупность технических приемов в
условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических
действий. Учебные игры подразумевают собой игры в сокращенных составах 3х3,
4х4.
Раздел «Контрольное тестирование» содержит подбор упражнений,
выполнение которых позволяет определить степень усвоения программного
материала и уровень физического развития и подготовленности занимающихся.

5

З. Содержание программы
Теоретическая подготовка
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за
кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Значение правильного режима для юного
спортсмена. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода)
в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как
гигиенические и закаливающие процедуры. Площадка для игры в футбол, ее
устройство, разметка. Разбор и изучение правил игры в футбол по упрощенным
правилам.
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Инструктаж
по технике безопасности во время занятий футболом. Инструктаж по технике
безопасности во время соревнований. Страховка и самостраховка. Основы по
предупреждению травм и несчастных случаев. Защитные средства во время занятий
футболом. Инвентарь и оборудование. Правила поведения при чрезвычайных
ситуациях, сведения о терактах и т. п.). Профилактика травматизма на занятиях
футболом.
Общая физическая подготовка Основные
Движения:
Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках,
на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и
мелким шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом,
перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Ходьба в разных направлениях:
по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, врассыпную. Ходьба в сочетании с
другими видами движений. Ходьба по гимнастической скамейке боком
приставным шагом; с набивным мешочком на спине; с перепрыгиванием через
ленточку. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, по веревке (диаметр
1,5-3 см) прямо и боком.
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги
назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне
по одному, по двое, из разных исходных положений, в разных направлениях, с
различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом,
по доске, бревну, в чередовании с ходьбой до 150 м, прыжками, с изменением
темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120
м (2—4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег З раза по 5 м и З раза по 10
м. Бег на скорость 30 м.
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке,
бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь
руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами;
подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд
(высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа,
6

сохранением координации движений, использованием перекрестного и
одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета: на пролет по
диагонали.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (разными способами) по 10-20
прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь
вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком. Прыжки через 6—8
набивных мячей последовательно через каждый; на одной ноге через линию,
веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх
из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с
высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега (180190 см), вверх
с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка,
с разбега; (не менее 50 см). Прыжки через короткую скакалку разными способами
(на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через длинную скакалку по одному, парами,
прыжки через большой обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах,
стоя на скамейке, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением
вперед по наклонной поверхности.
Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из - за
головы (расстояние 3-4 м), из положения, сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание
мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не
менее 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание; мяча правой и левой рукой
поочередно на месте и в движении. Перебрасывание набивных мячей. Метание на
дальность (6-12 м) левой и правой рукой. Метание в цель из разных положений
(стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цель (с
расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель.
Групповые упражнения с переходами. Построение самостоятельно в колонну
по одному, в круг, шеренгу. Расчет на «первый-второй» и перестроение из одной
шеренги в две; равнение в колонне, шеренге, круге; размыкание и смыкание
приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.
Общеразвивающие упражнения: Упражнения для кистей рук, развития и
укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вверх, вперед, в стороны,
вставая на носки (из положения стоя, пятки вместе, носки врозь), отставляя ногу
назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к
плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки
(пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить локти назад (рывки 2—3
раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; выполнять
круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращать обруч
одной рукой вокруг вертикальной оси, на предплечье и кисти руки перед собой и
сбоку; вращать кистями рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять
все пальцы с большим.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать туловище
в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки к плечам (руки
из-за головы): наклоняться вперед, подняв руки вверх, держа руки в стороны. В
7

упоре сидя поднимать обе ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении;
переносить прямые ноги через скамейку, сидя на ней в упоре сзади. Садиться из
положения лежа на спине (закрепив ноги) и снова ложиться. Прогибаться, лежа на
животе. Из положения лежа на спине поднимать обе ноги одновременно, стараясь
коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев переходить в упор на
одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается о пол). Поочередно
поднимать ногу, согнутую в колене; стоя, держась за опору, поочередно поднимать
прямую ногу.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.
Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за головой;
поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения
ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Выполнять
выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони
вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); свободно размахивать
ногой вперед-назад, держась за опору. Захватывать ступнями ног палку посередине
и поворачивать ее на полу,
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамейке, кубе на
носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на большом набивном мяче (вес 3
кг). Общеразвивающие упражнения, стоя на левой или правой ноге, и т. п.
Упражнения на развитие подвижности суставов ног. Многоцелевые игры
(приложение 5).
Интегральная подготовка
Специализированные
упражнения,
имеющие
многостороннюю
направленность,
ориентированные
на
координацию
и
реализацию
соревновательной деятельности различных составляющих подготовленности:
физической, технической, тактической и психологической (Приложение 6).
Техническая подготовка
Техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге изменением
темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; приставным шагом,
скрестным шагом; со сменой направления; с препятствиями; в чередовании с
другими движениями; обегая предметы и т.п.); различные виды прыжков,
подскоков, остановок.
Комплекс координационных упражнений с мячом в покое, в Движении, в
воздухе (приложение 7).
Техника владения мячом и основные способы их выполнения:
1. Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой
внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам, в
стену с расстояния от 2 до 7 м;
2. Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой)
катящегося на встречу;
З. Ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или
только левой ногой по-прямой, между стойками (змейкой) и движущихся
партнеров, смена направления ведения;
8

4. Обманные движения с места — движение влево, с уходом вправо и
наоборот;
5. Обучение финту «Ложный замах на удар»;
6. Отбор мяча: сближение с владеющим мячом и отбивание ногой в
выпаде;
7. Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения
ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в
коридор шириной 2м.
Тактическая подготовка
Подвижные игры: с бегом «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени
предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто
скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Догони свою пару», «Краски»,
«Горелки», «Коршун и наседка».
С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый
меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем. «Перелет птиц», «Ловля обезьян».
Эстафеты. «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к
флажку?», «Чья команда забросит в корзину больше мячей?». Игра в футбол по
упрощенным правилам (1 Х 1; 2х2; 3х3). Подвижные игры в форме эстафет с
использованием элементов техники владения мячом.
Индивидуальные действия с мячом: целесообразное использование
изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок
в зависимости от направления, траектории и скорости мяча.
Групповые действия: взаимодействие двух игроков (приложение 6).
Простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом,
штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.
Упражнения для развития умения видеть поле: ведение мяча в произвольном
направлении на ограниченной площади с одновременным наблюдением за
партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Учебные игры
Рекомендуется проводить учебные игры по упрощенным правилам.
Лучше всего начинать в двухсторонних играх и игровых упражнениях в
ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3 на малых игровых площадках.
Контрольное тестирование
Предметом проверки и оценивания подготовленности занимающихся в
группах на спортивно-оздоровительном этапе являются знания, умения и навыки
полученные на занятиях. При этом выявляется полнота и глубина сведений по
теоретической подготовке, двигательных действий в объеме изучаемых
9

требований, уровень развития физических и технических способностей, результат
улучшения личных показателей. Теоретическая подготовка проверяется в ходе
занятия применительно изучаемого практического материала.
Оценка двигательных умений и навыков будет объективной при соблюдении
следующих правил:
1. Проверяются и оцениваются результаты усвоения материала на
занятиях.
2. Объем проверяемых знаний, умений и навыков определяется в полном
содержании программы для данного года обучения.
3. Выявление уровня освоения занимающимися, упражнений по
общефизической, специальной физической и технической подготовкам.
Соблюдение всех этих условий обязательно, но особое внимание при
проведении тестирования следует уделять созданию такого психологического
настроя, который позволил бы полностью выявить истинные возможности каждого
ребенка.
4. Методическое обеспечение и условия реализации программы
Формы, методы и средства обучения
Основные формы тренировочного процесса: групповые тренировочные и
теоретические занятия, учебные игры, тестирование.
Методы:
•
объяснение, рассказ, беседа;
•
демонстрация (показ);
•
непрерывный,
повторный,
круговой,
соревновательный,
преимущественно игровой метод обучения.
Тренер может самостоятельно подбирать упражнения по видам подготовки,
но при обязательном соблюдении принципов – от простого к сложному, от
известного к неизвестному – на которых должен строиться тренировочный
процесс, дающий возможность последовательно обучать детей новым, более
сложным двигательным действиям.
Основная форма организации занятий
Основная форма – учебно-тренировочное занятие. Оно строится в
соответствии с дидактическими принципами и методическими закономерностями
учебного процесса. К занятию предъявляются следующие основные требования:
1. Воздействие учебно-тренировочного занятия должно быть
всесторонним - воспитательным, оздоровительным и специальным.
2. Содержание учебно-тренировочного занятия должно отвечать
конкретным задачам с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, уровня
подготовленности и быть направлено на расширение круга знаний, умений и
навыков.
10

З. В процессе учебно-тренировочного занятия нужно применять
разнообразные средства и методы обучения, что обусловлено постоянным
усложнением задач, динамикой сдвигов и адаптационными процессами.
4. Каждое отдельное учебно-тренировочное занятие должно иметь
неразрывную связь с предшествующими и последующим и должно быть
комплексным.
Структура учебно-тренировочного занятия для детей 5-7 лет
спортивнооздоровительного этапа должна отличаться от общепринятой структуры
(приложение 2).
Продолжительность одного посещения (занятия) 30-40 минут. Количество
посещений в неделю - 2 раза.
Необходимым условием эффективного управления подготовкой юных
футболистов является правильное планирование, которое дает возможность
определить основные направления подготовки, распределить их по времени,
выбрать оптимальные средства и методы решения задач.
В данной программе используются годовое, текущее и оперативное
планирование. Годовые планы конкретизируются составлением рабочих планов на
каждый месяц. В месячном плане уточняется содержание, раскрываются объем и
средства подготовки. На основании годовых и месячных планов разрабатывают
конспекты отдельных посещений (занятий).
Материально-техническое обеспечение программы
-мячи разного веса и диаметра (детские резиновые, футбольные);
-фишки;
-конусы-ориентиры;
-обручи;
-наглядные пособия: энциклопедии, альбомы с разными видами спортивных игр с
мячом;
- набивные мячи;
-ворота для футбола;
-гимнастические скамейки;
-дуги, скакалки, веревки средней длины, стойки.

11

Контрольное тестирование
Основным показателем выполнения программных требований являются
промежуточная аттестация, которая проводится в форме контрольного
тестирования по общей физической подготовке.
5-6 лет
7 лет
Упражнения по общефизической подготовке
1. Бег на 30 м (сек)
2. ПРЫЖОК в длину с места (см)

7,3
109-116

6,9-7,2
117-130

Вид упражнения
Бег 30 м (сек)

Методические указания
Отмеряется 30-метровый участок, старт и финиш
отмечаются линией. Участник с высокого старта
выполняет ускорения на этом 30-метровом отрезке.
Учитывается время выполнения задания от момента
начала движения до пересечения линии финиша.
Время старта фиксируется по секундомеру с момента
начала движения тестируемого.
Прыжок в длину с места
Прыжок в длину с места (см) выполняется
толчком двумя ногами с места от линии или края
(см.)
доски на ровной поверхности. Измерение дальности
прыжка осуществляется стальной рулеткой.
На выполнение упражнения Даются 2 попытки,
засчитывается лучший результат.
Планируемые результаты освоения детьми программного материала
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов деятельности:
- имеет представление о значении занятий физическими упражнениями для
укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
имеет навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх,
при пользовании спортивным инвентарем и оборудованием;
самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем
внешнем виде;
может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр. Обладает навыками активного мышления, (через
самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), ориентируется
в пространстве, имеет представление о значении занятий физическими
упражнениями для укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании;
может объяснить действия и название упражнений, пользы закаливания
и занятий физической культурой;
12

выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание, лазанье);
может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко
приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега —
180 см; в высоту с разбега — не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную
скакалку разными способами;
может бросать предметы в цель из разных исходных положений,
попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать
предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в
движущуюся цель;
ознакомлен с основными элементами техники футбола:
1. Техника передвижения: различные виды бега («змейкой»; беге
изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со
сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по
сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая
предметы и т.п.); различные виды прыжков, подскоки.
2. Техника владения мячом и основные способы выполнения упражнений:
1) Удар по неподвижному и движущемуся мячу правой и левой ногой
(внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема) по воротам,
в стену с расстояния от 2 до 7 м;
2) Остановка мяча ногой (внутренней стороной стопы, подошвой)
катящегося на встречу;
З) Ведение мяча (средней и внешней частью подъема) только правой или
только левой ногой по прямой, между стойками (змейкой) и движущихся
партнеров, менять направления ведения, подошвой, внутренней и внешней частью
стопы;
4) Обманные движения с места — движение влево, с уходом вправо и
наоборот, финт «ложный замах на удар»;
5) Отбор мяча: сближение с владеющим мячом и отбивание ногой в
выпаде;
6) Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии с места из положения
ноги вместе, параллельного расположения ступней ног на дальность, и в коридор
шириной 2м.
7) Ознакомление с тактикой игры в футбол по упрощенным правилам в
ограниченных составах 1х1, 2х2, 3х3.

-

13

Основные требования по окончании
спортивно — оздоровительного этапа
Иметь представление: о значении занятий физическими упражнениями для
укрепления здоровья, о личной гигиене и закаливании. Поле для игры в футбол, ее
устройство, разметка. Правила игры в футбол по упрощенным правилам.
Уметь выполнять: комплексы упражнений утренней зарядки. Бегать с
ускорениями до 30 м. Гимнастические упражнения: группировку, перекаты,
кувырок назад из седа. Кувырок назад в упор, стоя ноги врозь из упора присев, из
седа, из основной стойки. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев.
Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись. Эстафеты с элементами
акробатики. Прыгать в длину с места. Бегать боком и спиной вперед. По сигналу
(преимущественно зрительному) выполнять ускорения на 5-10, 10-15 м из
различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии,
из приседа, седа.
Освоить: бег по прямой, изменяя скорость и направление, приставным и
скрестным шагом (вправо и влево). Прыжки вверх толчком двух ног с места и
толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо.
Остановки во время бега: выпадом и прыжками (на обе ноги), Удары по мячу
ведущей ногой внутренней стороной стопы, серединой подъемом. Ведение мяча
внешней и внутренней частью подъема, смена направлений движения тремя
способами. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы.
Взаимодействие двух игроков.
Знать и уметь играть в подвижные ИГРЫ: «Мяч ловцу», «Два мороза»,
«Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «К своим флажкам».
Выполнять: простейшие комбинации при стандартных положениях - начале
игрЁ1, угловом, штрафном и свободном ударах. Коллективное ведение игры в
футбол по упрощенным правилам в ограниченных составах 2х2, 3х3. Применять
программный материал: в игровой деятельности.

14

5. Литература

1. Андреев С.Н. Футбол в школе. — М.: ФИС, 1986. — 222с.
2. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для
молодых/Пер. с итал. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. З. Волошина
Л.И. «Играйте на здоровье», Москва, 2004
4. Гагаева Г.М. Психология футбола. — М.: ФИС, 1979.
5. Годик М.А., Мосягин СМ., Швыков И.А. Поурочная программа подготовки
юных футболистов 6-9 лет. — М.: Граница, 2008. — 272 с.
6. Годик М.А., Скородумова АП. Комплексный контроль в спортивных играх.
— М.: Советский спорт, 2010. — 336 с.
7. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. Творческий центр, Москва, 2002
8. Ежи Талага. Энциклопедия физических упражнений. М. «Физкультура и
спорт», 1998.
9. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий, Москва, 2009
10. Котенко Н.В. Акробатические упражнения в тренировках юных
футболистов // Теория и методика футбола. — М.: Олимпия, 2007. — С. 1012.
11. Кузнецов АА. Футбол. Настольная книга детского тренера. — М.: Олимпия;
Человек, 2007. [1 этап (8-1- лет) — 111 с.; 2 этап (11-12 лет) — 204 с.; З этап
(13-15 лет) —310 с.; 4 этап — 165 с.]
12. Лапшин ОБ. Теория и методика подготовки юных футболистов. — М.:
Человек, 2010. — 176 с.
13. Мельком Кук «101 Youth Soccer Drills, age 7 to 11».
14. Подвижные игры. Былеева Л.А., Яковлев В., Москва «Физкультура и спорт».
1965.
15. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорту в Российской
Федерации» № 329 - ФЗ от 4 декабря 2007 г.
16. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. Под общ.ред. МС.
Полишкиса, В.А.Выжгина. М. Физкультура, образование и наука. 1999.
17. 500 игр и эстафет.Под редакцией ВВ. Кузина., С.А.Полиевского. М.
«Физкультура и спорт». 2000
18. Bischops/Gerards. Junior Soccer. А manual for coaches. Meyer& Meyer
Sport.2003.

15

Приложение 1
Учебный план на 2022-2023 учебный год
п\п

Виды подготовки

Часы

1.

Теоретическая подготовка

2

2

2.

Общая физическая подготовка

20

20

З.

Интегральная подготовка

16

16

4.

Техническая подготовка

30

30

5.

Тактическая подготовка

4

4

6.

Учебные игры

6

6

7.

Контрольное тестирование

2

2

8.

Всего занятий

80

80

16

Приложение 2
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в 1 полугодии
Недель во 2 полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

Срок
40
80
2
80 (ак.час)
16
24
1 сентября
26.12.-30.12
31.12-8.01.
30.06.

17

Приложение 3
Подвижные игры с мячом
Для развития организма ребенка-дошкольника и его разнообразной
двигательной деятельности большую важность представляют основные движения.
Особое место среди них занимают действия с мячом. Упражнения в бросании,
катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,
ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную
ориентировку. Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные,
но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти,
увеличивают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие
позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Игры с мячом пользуются у детей неизменной популярностью, и это
неудивительно. Мяч (большой или маленький) требует проворных рук и
повышенного внимания. Для детей мяч, этот круглый, легкий, упругий и
привлекательный снаряд, нередко символизирует приобщение к спортивным
играм – волейболу, баскетболу, футболу.
Горелки с мячом
Играющие размещаются так же, как и при игре в обыкновенные горелки,
т.е. парами. В пяти шагах впереди от «горельщика» кладут на землю мяч. Как только
последняя пара пробежит по сторонам колонны, составленной из пар, «горельщик»
сейчас же хватает мяч и «салит» им одного из бегущих. «Осаленный» делается
«горельщиком». Мяч снова кладут на место
Летучий мяч
Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По
сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий
старается задержать мяч, поймать его или коснуться рукой. Если ему это удалось, то
он встает в круг, а тот, кем был брошен мяч, становится водящим. Водящий не может
коснуться мяча, когда мяч находиться в руках игрока.
Мяч с топотом
Участники игры делятся на две группы и встают друг против друга на
расстоянии 4-6 м. На середину поля кладут любой предмет. Игру начинают по
жребию первый игрок одной из команд. Он называет по имени игрока из второй
команды, бросает ему мяч, быстро бежит на середину поля, останавливается у
предмета, топает ногами и возвращается на место. В это время игрок, поймавший
мяч, старается его осалить. Если он промахнется, то осаленный переходит во вторую
группу. Побеждает группа, в которой окажется больше детей.
Круг
Все играющие, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг
другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине
круга и старается ударить рукой по летящему мячу. Как только задержанный таким
образом мяч упадет на землю, играющие разбегаются. Водящий быстро поднимает
18

мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный
становиться водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить.
Водящий задерживает только летящий мяч, пятнает детей с того места, где поднял
мяч.
Мячи разные несем
Дети строятся в две шеренги у противоположных сторон площадки. У
детей первой шеренги маленькие мячи. Дети второй шеренги поворачиваются
спиной к стене. Первая шеренга поднимает мячи и приближается ко второй.
Инструктор (воспитатель) проговаривает:
Мы идем, идем, идем,
Разные мячи несем.
Подойдя ко второй шеренге на расстояние двух шагов, дети с мячами
останавливаются и кладут мячи на пол.
Взрослый говорит:
У кого здесь мяч лежит,
Тот за нами не бежит,
А свой мячик поднимает
И скорее в нас бросает!
После этих слов дети первой шеренги быстро убегают на свои места, а дети
второй шеренги поднимают мячи и бросают их в сторону убегающих. Дети,
осаленные мячом, выбывают из игры, остальные продолжают игру, но шеренги
меняются местами.
Зайчики
Водящий с мячом располагается в центре круга. Пока водящий ударяет
мячом об пол, зайчата прыгают, резвятся, имитируя бодрое и веселое настроение.
Как только водящий поднимает мяч над головой, играющие быстро приседают и
принимают позу спящих. Водящий внимательно следит за спящими. Тот, кто не
сохранит позы спящего, выходит в центр круга и становиться водящим.
Наоборот
Дети встают в круг. В центре – ведущий с мячом в руках. Показывая
движения или действия с мячом, он бросает его одному из игроков со словами:
«Сделай наоборот!». Игрок, получивший мяч, должен выполнить противоположное
движение и вернуть мяч ведущему (например, при подбрасе ведущим мяча вверх –
ударить об пол, при перебросе из руки в руку – покатить по полу, при приседании с
мячом - подпрыгнуть). В конце игры отмечаются дети, правильно выполнившие
противоположные действия.
Колобок
Играющие делятся на две команды и строятся в колонны по 5-6 человек.
В руках у капитанов команд по мячу-колобку. Хором дети проговаривают:
Наш веселый колобок
Покатился на лужок,
Кто быстрей его вернет,
19

Приз команде принесет.
С последним словом капитаны команд поднимают мяч над головой,
прогибаются назад и передают его следующему игроку. Стоящие последними
игроки команд бегут с мячом вперед и встают впереди своих команд. игра
продолжается до тех пор, пока первые игроки (капитаны) вновь не окажутся
впереди. Условия игры: при передаче мяча ноги в коленях не сгибать, спина
прямая. Игру можно проводить и из положения сидя, ноги скрестив, или сидя,
ноги вытянув и раздвинув шире плеч.
Воевода
Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:
Катится яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял, тот воевода…
Ребенку, которого в этот момент окажется мяч – воевода. Он говорит:
Я сегодня воевода.
Я бегу из хоровода.
Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором
говорят:
Раз, два, не воронь
И беги как огонь!
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше
напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу.
Игра продолжается.
Меткий стрелок
Выбранный по считалке водящий встает в центр кругу с мячом в руках. Он
бросает мяч игроку, стоящему в круге, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч
и перебрасывает его обратно.
Неожиданно водящий подбрасывает мяч вверх. Подброшенный мяч –
сигнал к тому, что дети должны разбежаться в заранее обозначенные кружкидомики, расположенные в 2-3 м от основного круга. Водящий, не выходя из круга,
должен попасть в одного из игроков, находящегося в таком кружке-домике.
Игроки, стоящие в кружках, подпрыгивают, увертываются от мяча.
Игрок, стоящий в кружке и поймавший мяч, становится водящим.
Разноцветный мячик.
Дети хором читают стихи В. Сусловой:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот,
Прямо к (Ване) в огород.
Играющие, стоя по кругу, передают или перебрасывают друг другу мяч.
Получивший мяч на слово «поворот» ударяет мячом об пол в ритм тексту последней
20

строки, в которую вставляется имя держащего мяч, после чего все разбегаются, а
игрок с мячом старается осалить, как можно больше ребят. Осаленные выбывают из
игры. Через 1-2 минуты по сигналу взрослого игра прекращается. В конце игры
подводится итог: кто из водящих осалил больше играющих.
Кувшинчик
Один из участников – водящий. Он берет мяч – «кувшинчик» и, ударяя им о
землю, поет:
Я кувшинчик уронил и об пол его разбил.
Раз, два, три, его, Ваня, лови!
Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мячом о землю, а
участник, имя которого было названо в песне, ловит его.
Игрок, поймавший мяч, отходит в сторону. А все остальные поднимают руки,
образуя над головой круг – колесо, и поют:
Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый,
Брось!
Участник с мячом поет:
Я знаю все подряд, что ребята говорят:
Дуб зеленый, ландыш, мак,
Я бросаю мяч - вот так!
Он бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь из детей в сцепленные
над головой руки. Кому попадет мячом в круг-колесо, тот и водит.
Мячик кверху (русская народная игра)
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч
со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше
отбежать от центра круг. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны
остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех
к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается
вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с
одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова «Стой!» - продолжал
двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от
водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

Лапта (русская народная игра)

21

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной
60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5 – 10 см). На площадке проводят
две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с
другой – кон.
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной
команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру.
Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона, бежит через
площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч
и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы
попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается
запятнать бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается
запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на
местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. Поочереди все играющие
бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается
сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат.
Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.
Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу
перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок, - тогда за
линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все
игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку,
который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки
уступают свое место водящим.
Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому,
кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда
города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за
линию кона.
Большой мяч (русская народная игра)
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за
руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из
круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Он встает
за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно
вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются
лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течении всей игры, они
перекатывают его только ногами.
Блуждающий мяч
Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой
руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается
дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока,
в руках которого находится мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.
Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч
передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему
22

запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача
мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры.
Играющий, уронивший мяч, становится водящим.
Играй, играй мяч не теряй
Дети произвольно располагаются на площадке. Каждый играет с мячом,
выполняя действия по своему выбору. После сигнал все быстро поднимают мячи
вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется несколько раз.
Выигрывает тот, кто не имеет штрафных очков.
Перед началом игры напомнить детям движения с мячом, которые они могут
выполнять. Например, бросать мяч вверх, вниз, в корзину, перебрасывать мяч друг
другу, отбивать мяч на месте правой (левой) рукой и т.д.
Мяч по кругу
Дети делятся на несколько групп, расстояние между которыми 1,5 – 2 м.
Каждая групп становится в круг. Дети бросают мяч друг другу, никого не пропуская.
Выигрывает группа, в которой мяч меньше падал на пол.
Будь внимателен
Дети становятся в круг, водящий (взрослый) – в центре. Водящий бросает
мяч игрокам (выборочно). Тот, кто не смог поймать мяч, получает штрафное очко.
Перед началом игры детям напоминают, как надо принимать мяч.
Брось дальше
Дети (3-4) становятся у линии, начерченной на земле, и бросают мяч вперед.
Воспитатель отмечет, кто бросил дальше всех. Большой мяч дети бросают двумя
руками из-за головы, маленький – сначала правой, а затем левой рукой.
Десять передач
Дети становятся парами, расстояние между игроками 1,5-2 м. У каждой пары
– по мячу. По сигналу дети передают мяч друг другу заданным способом, стараясь
не уронить на землю. Побеждает пара, быстрее всех сделавшая десять передач (без
падения мяча), или та, которая дольше удержит мяч.
Вызови по имени
Дети делятся на 3-4 группы, каждая из них становится вокруг обруч. Один
игрок группы встает в обруч, у него в руках мяч. Назвав по имени кого-то из
играющих, он бросает мяч высоко вверх. Ребенок, чье имя назвали, должен успеть
поймать мяч. После этого он меняется с водящим местами. Игра продолжается.
(Перед игрой надо обратить внимание детей на то, что сначала произносят имя и
лишь затем бросают мяч).
Сделай фигуру
Дети свободно располагаются на площадке, у каждого второго – мяч.
Воспитатель говорит: «День», все свободно играют с мячом. Воспитатель считает:

23

«Раз, два, три». На последний счет дети подбрасывают мячи вверх и ловят их после
отскок от земли или на лету.
Играющие могут стоять по кругу в шеренге и бросать мячи через голову
назад, прокатывать в разных направлениях.
Поймай мяч
Дети делятся по трое. Двое игроков становятся друг против друга на
расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч. Третий ребенок встает между ними и
старается поймать мяч или хотя бы коснуться рукой. Если это ему удается, он
меняется местами с ребенком, бросившим мяч.
Перед броском дети могут выполнять дополнительные движения, например,
вести мяч на месте или в движении, бросать его вверх, вниз и т. д.
У кого меньше мячей
Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет несколько мячей и
располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой,
подвешенной на уровне 130-150 см. После сигнала воспитателя
игроки перебрасывают мячи на площадку противника. Выигрывает команда,
у которой на площадке после второго свистка находится меньше мячей.
Ловишка в кругу
Дети становятся в круг, водящий - в центре. Дети перебрасывают мяч друг
другу (через круг), водящий старается его поймать. Если водящий поймет мяч, он
меняется местами с ребенком, который бросал мяч.
Мяч – водящему
Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг. В центре круг –
водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч игрокам и
получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков группы (1-3 раз), водящий
поднимет его вверх. Побеждает команда, которая меньшее количество раз уронит
мяч или быстрее закончит игру.
Стой!
Дети становятся в круг, водящий с мячом – в центре. Он подбрасывает мяч
вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за
мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в
руки, дает команду: «Стой!» все играющие останавливаются и замирают. Игрок
старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится
водящим, игра продолжается.

Гонка мячей по кругу
Дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друг. У игроков,
оказавшихся на расстоянии вытянутой руки друг от друг. У игроков, оказавшихся в
круге напротив друг друга, мячи разного цвета или размера. После сигнала
воспитателя все начинают передавать мячи друг другу (в одном направлении),
стараясь догнать другой мяч.
24

За мячом
Дети образуют несколько команд. Каждая команда делится на две команды,
между которыми расстояние 2-3 м. Игрок, стоящий первым в одной из колонн –
водящий. После сигнала он передает мяч первому игроку из второй колонны, а сам
бежит в конец этой колонны. Ребенок, получивший мяч, также передает его игроку
противоположной колонны и занимает место в конце этого ряда. Игра
продолжается, пока все игроки вернуться на свои места, а мяч окажется у водящего.
(Чтобы дети правильно поняли, куда они должны встать после передачи
мяча, педагог объясняет, что передвигаться нужно за мячом, по тому же
направлению).
Охотники и звери
У двоих детей (охотники) в руках мячи. Все остальные игроки – звери. Одна
половина площадки – лес, другая – поле. Охотники стоят в центре. Звери свободно
бродят в лесу. По сигналу воспитателя «Охотники!» все бегут из лес в поле.
Охотники стараются поймать зверей – попасть мячом. Тот, кого коснулся мяч,
должен лечь на том месте, где его «осалили».
Мяч – противнику
Две группы детей располагаются в противоположных концах площадки.
Между ними отмечается зона шириной 5-10 шагов, в центре которой – мяч. У
каждого ребенка – по небольшому мячу. По сигналу воспитателя игроки обеих
групп поочередно гонят мяч из зоны в сторону противник своими мячами.
Выигрывает группа, которая быстрее справилась с заданием.
Успей поймать мяч
Играющие становятся в 3-4 колонны у черты. Перед каждой колонной на
расстоянии 2-2,5 м с мячом в руках встает водящий. По сигналу он бросает мяч
игроку, стоящему первым, который, поймав мяч, возвращает его водящему и бежит
в конец своей колонны. Второй игрок подходит к черте и тоже ловит мяч и т.д. игр
продолжается до тех пор, пока первый игрок не займет снов место во главе колонны.
Побеждает команда, быстрее закончившая игру. (Если ребенок не поймал мяч,
водящий подбирает его и бросает еще раз.)
Займи свободный кружок
Все дети, а исключением водящего, становятся в кружки (или обручи)
диметром 50 см, начерченные на земле в разных местах на расстоянии 1,5-2 м один
от другого. Находящиеся в кружках перебрасывают мяч друг другу в разных
направлениях. Водящий находится между игроками и старается поймать мяч на лету
или коснуться его рукой. Когда водящему удается это сделать, воспитатель дает
свисток. По свистку игроки меняются местами, водящий в это время старается
встать в один из кружков. Кто не успеет занять место в кружке, становится водящим.
Игра продолжается.
Число водящих и количество мячей может быть различным, в зависимости
от умения детей бросать и ловить мяч.

25

Обгони мяч
В игре участвуют 2-4 команды. Игроки каждой команды становятся в круг, у
одного из игроков (водящий) – мяч. После сигнала воспитателя водящий отдает мяч
игроку, стоящему справа и бежит влево. Обежав круг, он возвращается на свое
место. Ребенок, получивший мяч, так же передает его стоящему справа и т.д.
(Второй игрок начинает движение, когда первый займет свое место.) игра
продолжается до тех пор, пока все дети не обегут круг и мяч не возвратится к
водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
Круговая лапта
Дети образуют две равные команды. Игроки первой команды выходят на
середину площадки, игроки второй команды, разделившись поровну, встают по ее
противоположным краям. Они перебрасывают мяч через площадку, стараясь
коснуться им игроков, стоящих в центре (мяч можно ловить). Тот, в кого попал мяч,
выходит из игры, поймавший мяч остается на площадке. Когда всех игроков
«выбивают», команды меняются местами. Побеждает команда, которая сумеет
быстрее выполнить задание.
Мотоциклисты
На площадке размечается улица шириной 2-3 м и длиной 4-5 м. Все дети
(мотоциклисты) свободно ведут рукой мячи по площадке. Посередине улицы
стоит регулировщик (он регулирует движение зеленым и красным флажками).
Доехавший до улицы мотоциклист останавливается, если регулировщик
показывает красный флажок, но мотор не выключает – ведет мяч на месте. Если
поднят зеленый флажок, мотоциклисты проезжают улицу без остановки – ведут
мячи бегом. Движения на улице одностороннее. Через некоторое время игроки
меняют руку.
Ловец с мячом
Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них – водящий.
Его задача, ведя мяч правой рукой, левой коснуться кого-то из игроков. Если ему
это удается, «осаленный» становится водящим. Вначале роль водящего выполняет
воспитатель, в дальнейшем – ребенок, хорошо владеющий мячом.
Ведение мяча парами
Дети делятся по двое, у каждого игрока – мяч. Один ребенок свободно
передвигается по площадке, другой - водящий. Его цель – не роняя мяч, коснуться
рукой товарища по игре. Когда ему это удается, игроки меняются местами.
После того как водящий коснулся своего товарищ, он должен продвинутся на
5-6 шагов вперед, и только тогда другой игрок может начать его ловить.
Вызовы по номерам
Дети делятся на несколько команд (по 4-5 человек). В команде дети
рассчитываются по номерам и становятся в колонну друг за другом. Перед каждой
колонной расставляют кегли (5-6) на расстоянии 1-2 м одна от другой. Воспитатель
называет номер игроков (не по очереди). Ребенок, чей номер назван, ведет мяч,
обходя первую кеглю справ, вторую слева и т.д. последнюю же кеглю обегает
кругом и так же, бегом, возвращается обратно.
26

Выигрывает команда, быстрее закончившая игру и уронившая меньше
кеглей.
Борьба за мяч
Дети делятся на две команды (надевают отличительные знаки). Каждая
команда выбирает капитана.
Воспитатель стоит в центре площадки, рядом с ним – капитаны. Он
подбрасывает мяч, а капитаны стараются отбить его своим игрокам. Игрок,
овладевший мячом, передает его своим партнерам, игроки другой команды
стараются перехватить мяч. Команда, сделавшая 5 передач, получает очко.
Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Не разрешается бежать с мячом, его надо вести.
Мяч – ловцу
На площадке чертят три круга, один в другом – первый диметром 1 м, второй
– 3 м, третий – 5 м. В первый круг становится водящий (ловец), второй круг
свободный, в третий – становятся защитники (4-6 человек). Остальные дети – игроки
поля. Они ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники стараются им
помешать. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передавший мяч
игрок становится ловцом, ловец – защитником, один из защитников переходит к
игрокам поля.
Мяч капитану
Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. В каждой
команде выбирается капитан, который становится в кружок (или обруч),
нарисованный у дальнего края чужой площадки. Дети бросают мяч своему
капитану, противники стараются перехватить мяч и передать его своему капитану.
Мяч можно вести одной рукой, передавать друг другу, но нельзя бежать с ним в
руках.
Выгони мяч (русская народная игра)
На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии.
Расстояние между ними 5-10 м. Играющие делятся на две команды, встают друг
против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно
сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не
пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии
кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде,
пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади
него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество
штрафных очков
Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию только на один
шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

27

Шлѐпанки (русская народная игра)
Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от
другого. Выбирается водящий. Водящий выходит в центр круга. Называет по имени
одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении.
Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлѐпает ладонью).
Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти. После
отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из
играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил
мяч, встает на место водящего.
Отбивать мяч, нужно стоя на одном месте. Играющий встает на место
водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
Мяч (карельская народная игра).
Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя
на площадке крепость – квадрат, каждая сторона которой равна пяти шагам. Игроки
другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять
шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости.
Тот, в кого попали, поднимет мячик и бросает его в наступающих, те, в свою
очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает
из игры.
Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они
могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, защитники – в
пределах крепости.
Круговой (мордовская народная игра).
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и
договариваются, кто будет в кругу, кто за кругом. Те, кто остается за кругом,
распределившись равномерно стараются попасть мячом в детей, находящихся в
кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в
любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если
промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие
меняются местами.
Мяч можно ловить лишь с воздух, от земли не считается. Осаленные выходят
из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Мяч по кругу (татарская народная игра).
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом. По сигналу
водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, сам отходит. В это время
мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрок к другому. Водящий бежит
за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого
был пойман мяч.
Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен
быть готов к приему мяч. При повторении игры мяч передается тому, кто остался
вне игры.
28

Стрелок (башкирская народная игра).
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15м друг от друга. В
середине между ними чертится круг диаметром 2м. один игрок-стрелок. Он с мячом
в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают пробежку от одной линии к
другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится
стрелком.
В начале игры стрелком становится тот, кто после команды «Сесть!» присел
последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный
мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него,
то это не считается попаданием.
Инструкции
Программа будет выполнена при условии четкого взаимодействия формы работы,
методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы
может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от
творчества педагога.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».