ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 464 МБДОУ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 464 620085 г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы 25Б Тел. 297-21-60 ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464 Протокол № 1 от «31» августа 2022 года УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ № 464 ____________ Хитрикова Н.В. Приказ № 58 от «31» августа 2022 года Дополнительная общеобразовательная программа «ШАХМАТЫ» Направленность: физкультурно-спортивная Срок реализации 1 год (второй год обучения) Составитель: Земскова Е.А. Екатеринбург 2022 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1. Пояснительная записка. 1.1. Актуальность Программы 1.2. Цели и задачи Программы 1.3. Возрастные особенности развития детей 1.4. Принципы и подходы к формированию Программы 2. Планируемые результаты освоения Программы. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной образовательной Программы 2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ 3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы 2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 1. Планирование образовательной деятельности 2. Тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста по курсу первого года обучения 3. Методические материалы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа по программа дисциплине общеразвивающая «Шахматы» программа по – дополнительная (далее по дисциплине тексту – «Шахматы») Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 464 (МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 464) разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" 0 к в СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования устройству, дошкольных содержанию образовательных и организации организациях» режима работы (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26). Дошкольное образование – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является полноценное развитие ребенка. Правильно проведенные занятия по шахматам позволяют воспитанникам учиться рассуждать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Шахматы, второй год» И.Г. Сухина – Обнинск «Духовное возрождение», 2017 г. Дополнительная общеразвивающая программа по дисциплине «Шахматы» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Реализуется на государственном языке Российской Федерации. Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы по дисциплине «Шахматы» 1год. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 6 до 7 лет. Шахматы являются уникальным надпредметным и наднациональным средством развития детей. Использование шахмат, как средства обучения способствует успехам воспитанников в разных учебных дисциплинах. Использование оригинальной системы дидактических заданий и игр, составляющей основу курса И.Г. Сухина, способствует усвоению способом деятельности и обретению опыта творческой деятельности при обязательной опоре на эмоциональное переживание – эмоционально-целостный компонент социального опыта. При использовании курса «Шахматы, второй год» это обеспечивается воссозданием эмоционально-насыщенной атмосферы занятий. Она обеспечивается тем, что почти каждое шахматное занятие включает в себя следующие элементы: 1. Сказку (читается дидактическая шахматная сказка или демонстрируется ее презентация); 2. Импровизированный театр (выполняется небольшая инсценировка); 3. Дидактическая игра; 4. Юмор, смех (использование шуточного материала); 5. Секрет, тайна (использование сюрпризов); 6. Отсутствие проигравших (одно из ключевых условий – «шахматы без проигравших»); 7. Решение нестандартных занимательных заданий, способствующих пониманию воспитанниками красоты как ценности. Учет всего этого позволяет сделать шахматные уроки увлекательными, эмоциональнонасыщенными и, что особенно значимо, здоровье сберегающими. Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 2 раза в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. В случае если Образовательная программа (далее Программа) реализуется в течение всего времени пребывания детей в Организации (продолжительность работы группы соответствует продолжительности реализации Программы) получение воспитанником дополнительной платной услуги может осуществляться одновременно с реализацией Программы в группе при условии фактического отсутствия воспитанника в группе. Поскольку дошкольное образование не является обязательным, родители (законные представители) воспитанника используют свое право на выбор формы получения ребенком образования и Организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, в случае если хотя бы один ребенок фактически остается в группе, реализация Программы в ней не прекращается, прерывается лишь получение образования воспитанником, получающим дополнительную услугу. Поскольку дополнительное образование детей также является важным элементом развития детей, и ограничение их в его получении неконституционно, Организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения ребенком дошкольной группы. В то же время, вопрос параллельного освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в одной Организации регулируется локальными нормативными правовыми актами такой Организации. 1.1.Актуальность Программы Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательными, собранными. Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к занятиям. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. 1.2.Цели и задачи: Развитие и тренировка психических процессов (обучение навыков запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти); Развитие познавательных интересов (изучение основ шахматной игры, расширение кругозора); Развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности; Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, усидчивость, волю, уверенность в своих силах, умение предвидеть исход событий); Подготовка ребенка к школе (дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание). Дополнительная общеобразовательная программа направлена на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и умение работать в коллективе. Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа по дисциплине «Шахматы» содержит дидактические задания и игры для всех возрастных групп детского сада, содержит перспективное планирование занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп. 1.3.Возрастные особенности развития детей. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развитие социальных навыков. Дети начинают всерьез относиться к сверстникам, что уменьшает их зависимость от взрослых. Задания и игры в этот период должны стать групповыми. В 6 лет дети уже сами организуют игры, поэтому особую важность приобретает умение договариваться. Дети проявляют большой интерес к устройству окружающего мира. Развитие мышления. Дети 6 лет начинают детально анализировать собственные наблюдения (форму, цвет, количество предметов, последовательность событий). В этом возрасте дети способны рассуждать логически и устанавливать связи между объектами, что помогает им учиться их классифицировать. Они уже в состоянии планировать свою деятельность, на определенный срок и ставить перед собой конкретные цели. При этом они также могут выполнять предложенные им задания. Речевое развитие. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различает фонемы (звуки) и слова. В этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи дети все чаще используют сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций при описании предметов, пересказе. Развитие творческих способностей. Шестилетние дети более старательно относятся к своей деятельности. Это выражается в прорисовке мелких элементов картинки или тщательной сборке какой-либо конструкции. Дети способны сосредоточиться на работе, и их волнует, как другие воспринимают и оценивают их деятельность. 1.4.Принципы и подходы к формированию Программы Принципы: Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом; Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала; Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса; Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; Принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; Принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Организация образовательного процесса основана на индивидуальном и деятельностном походе. 2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по дисциплине «Шахматы». К концу первого года обучения дети должны знать: Термины: шахматная нотация, линейный мат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, связка, цугцванг, жертва материала (фигуры); Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; Основные способы защиты шахматных фигур. К концу первого года обучения дети должны уметь: Записывать отдельные шахматные ходы и шахматную партию с помощью шахматной нотации; Решать простейшие задачи, связанные с выигрышем фигуры; Решать простейшие задачи, связанные с защитой фигур; Решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата одинокому королю двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; Решать простейшие задачи, связанные с постановкой мата в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; Проводить элементарные комбинации на мат в два хода; Решать простейшие задачи, не передвигая шахматные фигуры по шахматной доске; Смотреть на элементарные шахматные позиции глазами противника. II. Содержательный раздел 1. Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной образовательной программы. Программой предусматривается 64 занятия (2 занятия в неделю) для подготовительной группы на один год обучения. Учебный курс второго года обучения включает в себя 6 тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Простановка мата одинокому королю», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация». Много занятий посвящено простейшим методам реализации материального преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Программа обучения разработана для применения в подготовительной группе детского сада. Перспективное планирование Месяц Сентябрь Октябрь Тема Повторение пройденного материала Краткая история шахмат Шахматная нотация Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Ноябрь Ценность шахматных фигур Постановка мата одинокому королю Декабрь Постановка мата одинокому королю Цели Закрепление пройденного материала первого года обучения. Активизация мыслительной деятельности дошкольников. Познакомить детей с историей происхождения шахмат Научить детей находить на шахматной доске каждую горизонталь, вертикаль, диагональ и конкретное шахматное поле в соответствии с шахматной нотацией. Научить называть цвет того или иного поля: глядя на шахматную доску и не глядя на нее, отличать краткую и полную нотацию, записывать начальное положение и ходы шахматной партии. Научить детей оценивать соотношение сил на шахматной доске в малофигурной учебной позиции, находить атакующие и защитительные ходы в учебном положении, выбирать правильный ход из нескольких возможных. Научить детей выявлять прием, с помощью которого можно достичь материального перевеса, определять способ защиты, с помощью которого можно сохранить материальное равенство. Научить детей выявлять какая ситуация создалась на шахматной доске: шах, мат или пат. Объявлять мат в один ход. Оттеснять неприятельского короля на крайнюю линию. Научить детей моделировать ситуации постановки мата. Ставить мат в два хода. Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме». Достижение мата без жертвы материала Январь Шахматная комбинация Февраль Шахматная комбинация Март Шахматная комбинация Апрель Шахматная комбинация Май Шахматная комбинация Повторение пройденного материала Научить детей объявлять мат в два хода неприятельскому королю в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте. Находить защиту от мата в один ход в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте. Моделировать ситуации постановки мата. Научить детей проводить несложные шахматные комбинации. Объявлять мат в два хода, используя различные приемы, получать материальный перевес. Научить детей проводить несложные шахматные комбинации. Объявлять мат в два хода, используя различные приемы, получать материальный перевес. Научить детей достигать ничьей в худших положениях применением комбинаций на пат и вечный шах. Проводить простейшие комбинации в дебюте. Выбирать правильный ход из нескольких возможных. Научить детей сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске, обосновывать выбор своего хода. Научит детей решать дидактические задания по теме, моделировать ситуации постановки мата, совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме». Закрепление пройденного материала второго года обучения. 2. Формы, методы и приемы шахматного образования в ДОУ Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на адекватный возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательном процессе используются следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста: групповая и индивидуальная образовательная деятельность, дидактические игры и задания, игровые упражнения, головоломки, кроссворды, чтение, рассматривание и обсуждение художественных книг, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация), творческие задания, коллекционирование, конкурсы, турниры, праздники, викторины, экскурсии. Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается классификация методов, предложенная С.И.Петровским и Е.Я.Голантом: словесные, наглядные, практические. Следующая классификация методов, предложенная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, позволяет определить характер познавательной деятельности детей и способ усвоения содержания образования. На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный методы. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление к самостоятельному поиску ответа. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач. Комплекс приемов: внимания, приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, памяти, восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.); приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование и т.д.; приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники, экскурсии и т.д.); приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.); приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения и т.д.). Педагогическая целесообразность программы «Шахматы» заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста. 3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы Для воспитанников второго года освоения Программы приоритетной сферой инициативы является изучение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы: - вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта; - спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал; - создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников; - обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них; - помогает при необходимости в решении проблем при организации игры; - привлекает к планированию деятельности коллектива детей на день и более отдаленную перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения; - создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Главный принцип организации образовательной деятельности – интеграция. Так наряду с познавательной деятельностью, важна деятельность воспитателей группы, педагога по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, педагогапсихолога. С целью повышения качества организации деятельности по шахматному образованию реализуются следующие формы работы с педагогами: Показ открытых мероприятий; Педагогический практикум «Играем вместе»; Мастер-класс «Играем с детьми на фрагментах шахматной доски»; Совместная подготовка и проведение шахматных развлечений и праздников; Выступление на педагогическом совете по теме «Шахматный кружок, как форма развития школьников». В процессе совместной деятельности педагога и ребенка возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества и общения. Совместная работа всех педагогов помогает ребенку самореализоваться в жизни, быть активным членом общества, дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения. Взаимодействие с родителями Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс. В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества: Родительские собрания с использованием слайдовых презентаций с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми игры в шахматы; Наглядный материал в родительском информационном уголке, с целью знакомства родителей с работой шахматного кружка; Тематические консультации с целью педагогического просвещения, обеспечения целостного развития личности дошкольника, повышения компетенции родителей в области воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию; Индивидуальные беседы об успехах детей с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам; Анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. III. Организационный раздел. 1. Планирование образовательной деятельности Занятия с детьми проводятся два раз в неделю. Занятия проводятся подгруппами по 8-10 детей. Учебный план второго года обучения: № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Повторение пройденного материала первого года обучения Краткая история шахмат Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Постановка мата одинокому королю Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация Повторение пройденного материала второго года обучения Итого: Количество занятий* Всего: Теория Практика 4 1 3 2 2 0 4 8 8 2 1 3 2 7 5 6 3 3 34 6 13 0 21 6 72 25 47 *1 занятие – 25 минут Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в 1 полугодии Недель во 2 полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года Срок 36 72 2 72 (ак.час) 16 20 1 сентября 26.12.-30.12 31.12-8.01. 31.05. 2. Тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста по курсу второго года обучения Содержание образовательной деятельности 1. Тема «Повторение пройденного материала по темам первого года обучения». Программное содержание: дать детям представление о шахматной доске как игровом поле для шахмат, дать детям краткую историческую справку о возникновении шахматной игры, фигурах. Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать ее с другими линиями, учить находить центр. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор. Методические приемы: сюрпризный момент, игровой, рассказ педагога, объяснение, демонстрация, создание ситуации успеха, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на построение, загадывание шахматных загадок, просмотр презентаций, дидактические задания. Занятие 1. Просмотр презентации «Приключения в шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Повторить понятия: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, белые и черные фигуры (назвать все фигуры). Занятие 2. Найти на сюжетном рисунке все шахматные фигуры (стр. 3 учебника ч.1). Повторить ходы ладьи, слона, ферзя, коня, пешки (без взятия на проходе и превращения), короля. Повторить понятия: шах, мат, пат. Расставить на доске начальное положение. Занятие 3. Повторение сложных ходов и правил: короткая и длинная рокировка, пешечное взятие на проходе, превращение пешки в другие фигуры. Повторение варианты ничьей. Решение дидактического задания на мат в один ход «Три фигуры против целой армии» (стр. 4-5 учебника ч.1). Занятие 4. Решение дидактических заданий «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые» (стр. 6 пособия). 2. Тема «Краткая история шахмат» Программное содержание: Познакомить детей с происхождением шахмат. Познакомить детей с чемпионами мира по шахматам. Вызвать у детей интерес, расширить кругозор. Методические приемы: игровой, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, викторина. Занятие 5. Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце». Занятие 6. Просмотр презентации «Шахматы проникают в Европу». Знакомство детей с современными чемпионами мира. 3. Тема «Шахматная нотация» Программное содержание: Научить детей находить на шахматной доске каждую горизонталь, вертикаль, диагональ и конкретное шахматное поле в соответствии с шахматной нотацией. Научить записывать начальное положение и ходы шахматной партии. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор. Методические приемы: игровой, создание ситуации успеха, рассказ педагога, объяснение, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, шахматные загадки, рифмовка, повторения, просмотр презентаций, викторина, дидактические задания. Занятие 7. Объяснение понятия шахматная нотация. Изучение обозначений горизонталей, вертикалей, шахматных полей. Разучивание небольших стихов. Дидактические игры «Назови вертикаль» (стр. 11 пособия), «Назови горизонталь» (стр. 11 пособия). Занятие 8. Закрепление пройденного материала. Дидактические задания и игры: «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Занятие 9. Изучение обозначения шахматных фигур и терминов. Занятие 10. Изучение записи начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. 4. Тема «Ценность шахматных фигур» Программное содержание: научить детей оценивать соотношение сил на шахматной доске в малофигурной учебной позиции, выбирать правильный ход из нескольких возможных. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор. Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и схем, презентаций, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций. Занятие 11. Объяснение ценности шахматных фигур. Решение дидактической игры «Кто сильнее», «Обе армии равны» (стр. 14 пособия). Объяснение понятия «материальный перевес» (стр. 10 учебника ч.1), решение дидактического задания «Выигрыш материала» (стр. 11-12 учебника ч.1). Занятие 12. Достижение материального перевеса на примере ладьи (стр. 13 учебника ч.1). решение дидактических заданий «Выигрыш материала» (стр.14-15 учебника ч.1). Занятие 13. Достижение материального перевеса на примере слона (стр. 16 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Выигрыш материала» (стр. 17-18 учебника ч.1). Занятие 14. Достижение материального перевеса на примере коня (стр. 19 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Выигрыш материала» (стр. 20-21 учебника ч.1). Занятие 15. Достижение материального перевеса на примере пешки (стр. 22 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Выигрыш материала» (стр. 23-24 учебника ч.1). Занятие 16. Способы защиты: уничтожение атакующей фигуры (стр. 25 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Уничтожение атакующей фигуры» (стр. 26-27 учебника ч.1). Занятие 17. Способы защиты (стр. 25 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Защита» (стр. 28-35 учебника ч.1). Занятие 18. Способы защиты (стр. 25 учебника ч.1). Решение дидактических заданий «Защита» (стр. 28-35 учебника ч.1). 5. Тема «Постановка мата одинокому королю» Программное содержание: научить выявлять какая ситуация создалась на шахматной доске: шах, мат или пат. Научить детей объявлять мат в один ход, оттеснять неприятельского короля на крайнюю линию, на угловое поле. Вызвать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор. Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и схем, презентаций, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций. Занятие 19. «Две ладьи против короля». Типичные матовые положения. Примеры матования. Дидактическое задание «Шах или мат?», стр.37 учебника. Дидактическое задание «Мат или пат?», стр.38 учебника Дидактическая игра «Мат в один ход», стр.39 учебника Дидактическая игра «На крайнюю линию», стр.40 учебника Занятие 20. «Две ладьи против короля». Дидактическая игра «В угол», стр.41 учебника Дидактическое задание «Ограниченный король», стр.42 учебника Дидактическая игра «Мат в два хода», стр.43 учебника Игровая практика Занятие 21. «Ферзь и ладья против короля». Типичные матовые положения. Пример матования. Дидактическое задание «Шах или мат?», стр.45 учебника. Дидактическое задание «Мат или пат?», стр.46 учебника Дидактическая игра «Мат в один ход», стр.47 учебника Дидактическая игра «На крайнюю линию», стр.48 учебника Занятие 22. «Ферзь и ладья против короля». Дидактическая игра «В угол», стр.49 учебника Дидактическое задание «Ограниченный король», стр.50 учебника Дидактическая игра «Мат в два хода», стр.51 учебника Игровая практика Занятие 23. «Ферзь и король против короля». Типичные матовые положения. Пример матования. Дидактическое задание «Шах или мат?», стр.53 учебника. Дидактическое задание «Мат или пат?», стр.54 учебника Дидактическая игра «Мат в один ход», стр.55 учебника Дидактическая игра «На крайнюю линию», стр.56 учебника Занятие 24. «Ферзь и король против короля» Дидактическая игра «В угол», стр.57 учебника Дидактическое задание «Ограниченный король», стр.58 учебника Дидактическая игра «Мат в два хода», стр.59 учебника Игровая практика Занятие 25. «Ладья и король против короля». Типичные матовые позиции. Пример матования. Дидактическое задание «Шах или мат?», стр.61 учебника. Дидактическое задание «Мат или пат?», стр.62 учебника Дидактическая игра «Мат в один ход», стр.63 учебника Дидактическая игра «На крайнюю линию», стр.64 учебника Занятие 26. «Ладья и король против короля» Дидактическая игра «В угол», стр.65 учебника Дидактическое задание «Ограниченный король», стр.66 учебника Дидактическая игра «Мат в два хода», стр.67 учебника Игровая практика 6. Тема «Достижение мата без жертвы материала» Программное содержание. Научить детей объявлять мат в два хода неприятельскому королю в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте; находить защиту от мата в один ход в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте. Сравнение положения белых и черных фигур на шахматной доске, развить навык моделирования ситуации постановки мата. Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций. Игровая практика. Занятие 27. «Мат в два хода в эндшпиле». Учебные положения. Терминология – что такое эндшпиль. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», стр.69-70 учебника. Занятие 28. «Защита от мата в эндшпиле». Типичные положения. Дидактическое задание «Защитись от мата», стр.72-73 учебника Занятие 29. «Мат в два хода в миттельшпиле». Учебные положения. Терминология – что такое миттельшпиль. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», стр.75-76 учебника. Занятие 30. «Защита от мата в миттельшпиле». Типичные положения. Дидактическое задание «Защитись от мата», стр.78 учебника Занятие 31. «Мат в два хода в дебюте». Учебные положения. Терминология – что такое дебют. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», стр.80-81 учебника. Занятие 32. «Защита от мата в дебюте». Типичные положения Дидактическая игра «Защитись от мата», стр.83 учебника 7. Тема «Шахматная комбинация» Программное содержание. Научить детей проводить несложные шахматные комбинации, получать материальный перевес с использованием приемов отвлечения, завлечения, уничтожения защиты, связки, освобождения пространства, перекрытия, превращения пешки и сочетания тактических приемов. Развивать у детей интерес к шахматам, расширить кругозор. Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций. Занятие 33-34. Матовые комбинации. «Тема завлечения». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.5-7 учебника, ч.2 Занятие 35-36. Матовые комбинации. «Тема отвлечения». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.9-11 учебника, ч.2 Занятие 37-38. Матовые комбинации. «Тема блокировки». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.13-15 учебника, ч.2 Занятие 39-40. Матовые комбинации. «Тема разрушения пешечного прикрытия короля». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.17-19 учебника, ч.2 Занятие 41. Матовые комбинации. «Тема освобождения пространства». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.21-22 учебника, ч.2 Занятие 42. Матовые комбинации. «Тема уничтожения защиты». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.24-25 учебника, ч.2 Занятие 43. Матовые комбинации. «Тема «Рентгена». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.27-28 учебника, ч.2 Занятие 44-45. Матовые комбинации. «Другие темы комбинаций». Необходимая терминология: тема батареи, тема связки, тема пассивной жертвы, тема перекрытия, игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.30-32 учебника, ч.2 Занятие 46-47. Матовые комбинации. «Сочетание тематических приемов». Необходимая терминология: отвлечение и завлечение, завлечение и блокировка, освобождение пространства и отвлечение, отвлечение и перекрытие; игровая практика Дидактические задачи «Объяви мат в два хода», стр.34-36 учебника, ч.2 Занятие 48. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема отвлечения». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.38-39 учебника, ч.2 Занятие 49. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема завлечения». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.41-42 учебника, ч.2 Занятие 50. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема уничтожения защиты». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.44-45 учебника, ч.2 Занятие 51 Игровая практика Занятие 52. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема связки». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.47-48 учебника, ч.2 Занятие 53 Игровая практика Занятие 54. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема освобождения пространства». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.50-51 учебника, ч.2 Занятие 55 Игровая практика Занятие 56. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема перекрытия». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.53-54 учебника, ч.2 Занятие 57 Игровая практика Занятие 58. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Тема превращения пешки». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.56-57 учебника, ч.2 Занятие 59 Игровая практика Занятие 60. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. «Сочетание тематических приемов». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Выигрыш материала», стр.59-61 учебника, ч.2 Занятие 61 Игровая практика Занятие 62. Комбинации для достижения ничьей. «Патовые комбинации». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Сделай ничью», стр.63-64 учебника, ч.2 Занятие 63 Игровая практика Занятие 64. Комбинации для достижения ничьей. «Комбинации на вечный шах». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Сделай ничью», стр.66-67 учебника, ч.2 Занятие 65 Игровая практика Занятие 66. Комбинации для достижения ничьей. «Типичные комбинации в дебюте». Необходимая терминология, игровая практика Дидактические задачи «Проведи комбинацию», стр.69-72 учебника, ч.2 8. Тема «Повторение пройденного материала» Программное содержание. Закрепление знаний и умений, полученных в течение учебного года. Методические приемы. Игровой, рассказ педагога, рассматривание иллюстраций и схем, объяснение, вопросы к детям, построение графических схем, рифмовка, повторения, задания на конструирование позиций. Занятие 67. «Техника матования одинокого короля». Игровая практика Занятие 68. «Техника матования одинокого короля». Игровая практика Занятие 69. «Достижение мата без жертвы материала». Игровая практика Занятие 70. «Шахматная комбинация». Игровая практика Занятие 71. Проведение шахматного турнира Занятие 72. «Кроссворд «Шахматные фигуры». Игровая практика 3. Методические материалы 1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – САНПиН 2.4.1.3049-13 2. Весела, И. Шахматный букварь [Текст]/ И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983; 3. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [Текст]/ В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980; 4. Сухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности действовать в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. – Москва – 2008 г. 5. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [Текст]/ И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992; 6. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991; 7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [Текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; 8. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы [Текст]/ И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 2015; 9. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя [Текст]/ И. Г. Сухин.— Обнинск: Духовное возрождение, 2015; 10. [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/