Культурные практики в детском саду:
современный подход и возможные трактовки
Обоснование актуальности и постановка проблемы. Воспитание человека связано с освоением им
культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Образование являет собой систему, которая
позволяет «отзеркаливать» (А.Я. Данилюк), сохранять и транслировать культуру благодаря механизму
«социокультурного наследования» (М.К. Мамардашвили). Вызовы нового времени, потребности
современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга
культурологических проблем образования. В последние десятилетия созданы научные концепции,
проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты
культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и
этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как
расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования, а не только
необходимость демонстрировать объекты и транслировать факты культуры в образовательном процессе.
В недрах культурологического подхода отчетливо выявились два научных направления — культурология
образования и педагогическая культурология (Н.Б. Крылова [5]). Культурология образования
сформировалась на методологической базе философии образования в целях интерпретации сущности
образования, развития и саморазвития ребенка с позиций философии и культурологии.
Педагогическая культурология сформировалась на основе интеграции педагогики и культурологии в целях
интерпретации содержания и форм развития педагогической культуры с позиций культурологии. Оба
направления объясняют образовательную деятельность и ее основной результат — готовность ребенка к
саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне
самого образования) и предлагают идею организации всех уровней образования на основе культурных
практик ребенка. Раскроем понятие «культурные практики» в контексте двух направлений
культурологического подхода. I. Взгляд на культурные практики с позиций культурологии
образования.
Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы
самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и
события с другими людьми (Н.Б. Крылова [5]). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной,
разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее
осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях,
способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее
острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию и
гибкую индивидуализацию. В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый
ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие
ценности — духовные и нравственные.
Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождение до всеобщего социального опыта.
По метафоричному высказыванию М.К. Мамардашвили, культура — это онтологические корни, которые
питают и взращивают личность, обеспечивают человека социально приемлемыми образцами и средствами
успешного решения личностных задач. Образование призвано помочь ребенку не только усвоить
общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе
этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности
«второго рождения» — самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и
эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем
обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения
культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование
различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы
и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование,
коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство,
театральные игры и мн. др.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы,
осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных
артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм
(поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В
культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных
желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и
способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу,
обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных
практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в
разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и
продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более
старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это —
обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки
«скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания, в
том числе приобретения «неясных» знаний.
Культурные практики — явление интегративное, которое сплавляет в индивидуализированное целое
различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, образцы
деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого
высказывания, самооценки, портфолио, выставки, проекта и др.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции
современного педагога входит готовность к формированию культурных умений
ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период
дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни
человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни
действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность,
мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий
(индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к
которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов
деятельности и поведения.
Культурная память — это универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов,
ценностно-значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта. Это
определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая
значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного
человека, семьи, Отечества и всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть
индивидуальной и коллективной. Она сохраняет, обобщает, воспроизводит и транслирует в
ценностнопроективной форме культурный опыт человека, семьи, народа, страны, государства. Культурная
память преобразует факты в универсальные (общечеловеческие) смыслы. «В культурной жизни нельзя уйти
от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было
достойно ее».
Культурный опыт. Сущность культуры конкретного человека или общества в целом составляет
информация, заключенная в культурном опыте. Культурный опыт — это те нормы, ценности, установки,
образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности.
(Причем слово «деятельность» нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального
и духовного освоения человеком окружающего мира.) Они формируются в ходе исторического развития
социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе ее развития и становления.
Индивидуальный культурный опыт — это освоенная человеком информация как основа его
готовности к культуросообразным действиям в конкретных ситуациях. По своей психологической
форме культурный опыт выступает как знание предметов и закономерностей, чувственно «данных»
познающему субъекту в процессе приобщения к культуре. Логическая структура культурного опыта
обусловлена единством непосредственного и опосредованного знания (сплав знаний, умений и чувств).
Сознание каждого человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт
деятельности, общения и мировосприятия. С одной стороны, культурный опыт является важнейшим
фактором социализации личности и тем самым определяет ее место в структуре общества, а также
мировоззренческие, эстетические и духовно-нравственные (этические) установки. Следует заметить,
что в своей повседневной жизни любой человек использует «фоновый» культурный опыт, который
является общеизвестным в данном социуме и поэтому не осознается индивидом до его встречи с
другой культурой. С другой стороны, специфика культурного опыта выступает характеристикой
общества в целом, поскольку способы трансляции культурного опыта от поколения к поколению в
любом обществе обусловливаются единством традиций и новаций, т.е. сочетанием тенденций к
сохранению и обновлению культурного опыта.
Культурный опыт является результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим
преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития
все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения,
сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
II. Взгляд на культурные практики с позиций педагогической культурологии.
С момента своего рождения человек перемещается в мир культуры, где накоплен, осмыслен и зафиксирован
общечеловеческий опыт. Способы фиксации культурного опыта различны: это и феномены
общечеловеческого сознания: верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.п.; это и
многообразие символики и мифологии; это и предметы искусства, «культурные тексты»; это и языковые
значения, понятия, знания и даже фиксированные умения и др. Сегодня культурой считается всё, все сферы
человеческого бытия. Все функционирование человека, в том числе и в детстве, происходит в сфере
культуры, от принятия пищи до отхода ко сну — все культурно обусловлено, не говоря уже о детских играх.
Все основные жизненные отправления, все виды автономных занятий и реального общения со взрослым и
с другими детьми, коммуникация с виртуальными партнерами в гаджетах и использование традиционных
и современных типов игр и игрушек — это область культуры.
Между окружением ребенка и его развивающейся культурой существуют определенные взаимосвязи.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, детское мышление развивается в
сотрудничестве со взрослым и во взаимодействии со сверстниками через
деятельностное знакомство с культурно-значимым миром, а социальная среда является источником
развития личности. Дети испытывают мир, пытливым умом пытаются понять его и приобрести опыт,
пройдя через испытания. Культура, таким образом, сказывается и на том, какой мир предстает перед детьми,
какая деятельность ими реализуется, как она опосредуется и оценивается окружающими и какие оставляет
результаты. Символизация происходящих культурных процессов невозможна без участия различных
языков: речи, искусства, музыки, конструирования, компьютерных технологий и т.п.
С одной стороны, овладение культурой представляет собой вхождение в социум, выстроенный по
определенным законам, которые следует соблюдать. Они разнятся в зависимости от этнокультурных и
религиозных традиций. С другой стороны, творческое начало всегда должно пробовать, где проходят
границы, «взрывать» устоявшийся порядок вещей, требовать пересмотра устаревших принципов. Культура
— не застывшее образование, которое невозможно переварить, а ежедневно практикуемое занятие, живое,
провоцирующее участие в культурных практиках множества людей, трансформирующееся под влиянием
их индивидуальных вкладов.
Для каждого вида человеческой деятельности есть свои правила. Одни из них записаны, другие негласны и
усваиваются вместе с образцами поведения. Регулирующая деятельность взрослого подчеркивает, какое
поведение приемлемо в данных культурных рамках, а какое нет. Детское сообщество живет по несколько
иным канонам, и в своей среде дети им также следуют. Сколько раз человек является членом различных
сообществ, столькими культурами и наборами правил поведения он должен овладеть. В результате
овладения сообразными социуму моделями поведения формируется индивидуальная идентичность, но она
же и постоянно изменяется.
Очень интересен вопрос о норме при формировании культурных практик: они различны в разных
социальных средах. Первичная социализация, происходящая в семье, и вторичная социализация,
происходящая в детском саду, занимаются постоянным опосредованием чувственного опыта, приучают
эмоционально и вербально реагировать на события, включаться в них или оставаться отстраненным
наблюдателем.
Так же относятся и к артефактам, имеющим культурное значение: некоторыми пользуются, другие остаются
недосягаемыми. Участие в жизни взрослых и мероприятиях, организованных взрослыми, — один из
возможных аспектов. В конце концов оказывается, что они влияют друг на друга через изменения в
поведении детей. Неоднократно отмечалось, что ребенок в компании сверстников ведет себя не так, как
дома, он может проявлять совершенно разные черты характера, овладевать релевантными способами
поведения и оформлять свои мысли в отличающихся речевых стилях.
Новым, что хотелось бы привнести в концепцию культурных практик, является осмысление и
преодоление культурных конфликтов. Детей по-разному кормят, учат держать карандаш,
развлекают, одевают, по-своему поют песни, интерпретируют поведение, поощряют хорошие и
порицают дурные поступки. Общеизвестно, что культура семьи отличается от культуры детского
сада, в том числе педагогического персонала; что школа и дошкольное учреждение реализуют свои
программы различными культурными способами; что в группе детского сада находятся дети из
семей, принадлежащих к различным социальным слоям населения, этническим группам,
конфессиям. Совместное воспитание и обучение осуществляется зачастую именно через преодоление
возникающих разногласий и служит залогом формирования личности, способной признавать за
другими такие точки зрения и практики, которые не совпадают с ее собственными. Важно научиться
делать это без агрессии, содержательно и сознательно. В России как многонациональной стране с
богатейшим этническим разнообразием особенно важно учитывать локальные формы передачи культуры.
Хотя культурно-обусловленные местные практики и повседневные ритуалы часто учитываются
недостаточно, они очень важны для человеческого становления, потому что дают образцы втянутости в
обыденные занятия, вовлеченности в культурно-значимую деятельность. Традиции предыдущих поколений
проникают в быт, а дети активно участвуют в приобщении к сокровищнице цивилизации. Иногда детей
стимулируют делать то же, что и другие, порой обучают, а иногда заставляют повторять и разучивать
определенные вещи. Со временем репертуар культурных практик может обновляться: одни обычаи
сохраняются почти неизменными, другие уходят, третьи трансформируются. В семье, в кругу знакомых, в
общине, в деревне и т.п. ребенку разрешают или не разрешают помогать старшим в работе, ухаживать за
младшими детьми бесплатно или за деньги, выбирают, в какую спортивную секцию записать, куда поехать
летом, какие памятные даты отмечать, какие книжки читать, с какого возраста разрешить иметь
собственный телефон и т.д.
Еще один важный аспект — это преодоление внутренних культурных конфликтов,
обусловленных собственным ростом ребенка. Он привыкает к любимой одежде — но она становится ему
мала, любит мохнатого мишку — но случайно отрывает ему глаза или распарывает живот, рисует красивую
картинку, которая полностью раскрывает его представления о каком-то фрагменте мира, — но месяц спустя
уже не в состоянии вспомнить, что на ней изображено. Он растет над самим собой мучительно, не находя
себя прежнего, отказываясь от освоенного мира на новом этапе своего развития, и овладевает новыми
культурными практиками. При этом он ощущает себя самого в целом таким же, но в то же время ставшим
старше, что одновременно и манит, и печалит; ему становятся интересны новые виды еды, новые игры и
друзья, новые разговоры.
Нельзя не упомянуть о дизайне, все больше проникающем в повседневную жизнь. Оформление
дома и детского сада делается с упором на различные тенденции российского или мирового направления.
Детская одежда подравнивается к глобальным стандартам. Есть и дизайн на личном уровне: когда малыш
позиционирует себя самого как героя мультфильма, сказки, спектакля, одевается в костюм персонажа,
учится характеризовать его в соответствии с ролью, он поневоле примеряет на себя атрибуты другого
человека и других условий существования. Чем больше таких ролей примерит на себя ребенок, чем в
большем числе своеобразно оформленных сред побывает, тем богаче будет та почва, на которой он
выстроит свое мировосприятие.
Все больше внимания уделяется воспитанию экологически правильного отношения к
окружающей среде. Сознательное поведение, направленное на экономное расходование природных
ресурсов, в частности, воды, электричества, бумаги, стекла, может сочетаться с интересом к возобновлению
природы: уходу за участком вокруг дошкольного учреждения, высадке растений и т.д. Культурный человек
сегодня — это человек, правильно выбирающий продукты, правильно питающийся, занимающийся
спортом, помогающий другим людям, встающий на сторону слабого.
Другая чрезвычайно важная черта современности — компьютерные технологии. Мобильные устройства
уже не редкость, а повседневность с младенческого возраста. Дети видят, как культура пользования
телефонами, планшетами, компьютерами вошла в жизнь старших. Им также следует объяснить, что она
включает в себя кодекс правил: кого и когда можно фотографировать и снимать на видео, кому и когда
можно звонить, какие сообщения стоит отправлять, а какие нет. Наличие Интернета заставляет с раннего
возраста приучать детей к аккуратному пользованию его
возможностями, к уважению других, к адекватному выбору сайтов, к разборчивому отношению к
содержанию, извлекаемому из всемирной сети. При этом следует также предоставлять детям возможность
творчества: создания собственных фильмов и анимации, переписки с друзьями, развивающих игр.
Важнейшая культурная практика — чтение. У маленьких детей появились книги из различных материалов,
тактильно разнообразные, дающие возможность для проявления сенсорных способностей, с отверстиями,
со страницами, которые по-разному листаются (вверх, вниз, вбок), и т.п. Однако и традиционная бумажная
книга надолго останется у детей, потому что ничто не может пока заменить совместное чтение с
разглядыванием иллюстраций и обсуждением прочитанного. Электронная книга — пока еще
промежуточная вещь, не самостоятельный жанр. Она сохраняет свою структуру, которая переведена в
электронный формат с небольшими добавлениями. Сюжет уже развивается не линейно, а в зависимости от
читательского выбора. Есть возможность получать дополнительную информацию, отвечать на вопросы,
слушать голоса и музыку, смотреть на добавочные картинки. Читатель становится соавтором повествования
и соучастником сюжета. Вариативность и совместность — важнейшие черты этого нового вида чтения.
Скорее всего, будущий формат не будет нуждаться в книжной структуре.
Переворот произошел и в деятельности музеев, галерей, библиотек и культурных центров. Это отдельная
тема: ощущается потребность общества в том, чтобы все учреждения, традиционно работавшие в сфере
культуры, повернулись лицом к семьям и к маленьким посетителям, из которых в будущем вырастут
потребители культурных ценностей. Речь также идет о проведении качественного совместного досуга детей
и взрослых. Некоторые музеи опираются на обычный материал, но приспосабливают его к детским нуждам,
другие создают специальные детские интерактивные уголки, третьи организуют особые пространства для
знакомства детей с некоторыми формами культуры.
Помимо программ, обращенных к детям или адаптированных к ним, есть и так называемые программы
соучастия, когда дети сами в той или иной степени создают контент, на который у них существует запрос.
Имеется в виду, что взрослый не просто готовит что-то, что, как он считает, подходит для детского
восприятия, а вначале выясняет, чего хотят дети, каким видят культурное пространство, которое затем
организует и создает, подчиняясь их желаниям.
Учет собственных интересов ребенка предполагает глубокое изучение самостоятельных видов детской
деятельности. Особый секретный мир существует как субкультура уже у дошкольников. Исследователи
собирают информацию о том, как развиваются детские сообщества, какими видами деятельности они
заняты, когда рядом нет взрослых, что привлекает внимание детей, какие предметы становятся объектами
восхищения, коллекционирования, какие темы возникают в играх, как устроены современные детские
комнаты, кукольные уголки, чего дети боятся и как преодолевают страх, что хотели бы узнать и какие черты
жизни вызывают у них сильные чувства. Результаты такого рода научных изысканий постепенно переходят
в тот фольклор, который уже не живет в детской среде, а используется для обучения дошкольников, хотя
некоторые мотивы остаются тайной для взрослых.
Огромным событием в жизни являются путешествия. Для ребенка поход в зоомагазин, поездка в гости на
окраину города, знакомство с теплицей — это уже огромное переживание, целое приключение. Он учится
видеть пейзажи и выделять их детали, понимать, где находится, с какой целью, обращать внимание на
интересные моменты и на опасности, различать известное и неизвестное, пользоваться речью в новых
условиях, воспринимать то, что говорят незнакомые, и разумно отвечать, запоминать и осмыслять
впечатления, отражать их в рассказе, рисунке, коллаже, конструкции. Важно, что тело перемещается в
пространстве, испытывает холод и жару и т.п., учится реагировать на изменения среды, а личность при этом
получает знания.
Выводы. Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка,
основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах
самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней жизни. Использование
культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и
практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка
с учетом его индивидуальности.