16.12.2022
Классический
эксперимент З.М.Мануйленко, проведенный в 1949 году с детьми трех, пяти и
шести-семи лет, показал, что дети трех лет не принимают роль и сохраняют позу
максимум одну-две минуты как в игре, так и без нее. У пятилетних обнаружились
очень серьезные расхождения: если просто так ребенок мог простоять три минуты,
то в игре он сохранял позу девять минут, в три раза дольше. А к семи годам эта
разница сглаживается, что доказывало формирование способности к произвольным
действиям именно в игре.
Через
55 лет эксперимент повторили, дети играли роль охранника банка. Результат: дети почти в два раза меньше
времени могут простоять без движения во всех возрастах и во всех ситуациях, то
есть меньше могут управлять собой, но главное в том, что разрыв в поведении в
игре и вне игры, прежде характерный для пятилеток и исчезавший к шести-семи
годам, теперь не исчезает. То есть дети не учатся управлять собой, своим телом,
это не превращается в обычный навык, остается только в игре. Игра теперь не
формирует способность к произвольным действиям. Почему? Да потому, что не умеют
играть, нет достаточного количества времени, из игры уходит
«правилосообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и
ответственностью поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование
своих действий превращает поведение ребенка из «полевого», зависимого от
ситуации, в «волевое».
ВЫВОД: Игра не приходит сама собой; детей надо учить играть, они нуждаются в образцах и сюжетах для ролевых игр. Раньше были разновозрастные детские компании, образцы и сюжеты переходили от старших к младшим. Сейчас это ушло, и, чтобы начали играть дети, нужно, чтобы педагоги имели инструменты для поддержки и обогащения детской игры. Именно для реализации этой цели был разработан этот педсовет.
Просмотров всего: , сегодня:
Комментарии0
Новый комментарий