Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 464 ПРИНЯТО: Педагогическим Советом Протокол № 1 от «31» августа 2020 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ № 464 __________ Н.В. Хитрикова Приказ № 58 от 31.08.2020 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логоритмика» направленность: социально-гуманитарная Возраст детей: 4-6 лет Срок реализации: 1 год ( второй год обучения) г. Екатеринбур Содержание 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Объём Программы Планируемые результаты освоения Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Модель образовательного процесса Тематическое планирование Программы III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Организация развивающей предметно-пространственной среды Календарный учебный график Учебный план Кадровые условия реализации Программы Материально-техническое обеспечение Программы Формы оценки планируемых результатов Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 3 4 4 5 5 6 8 26 26 27 27 27 28 28 31 32 33 2 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа предназначена для детей дошкольного возраста (4-6 лет), ориентирована на формирование речевых навыков детей младшего дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедия – раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. Со временем логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики) и алалия (отсутствие речи). Следует отметить, что у детей, имеющих речевые дефекты, наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память; имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук. Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 3034); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 27 августа 2015 года) (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 года, регистрационный № 28564); Концепция развития дополнительного образования (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год); Устав МБДОУ – комбинированного вида № 464, утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 2716/46/36 от 25.12.2015 г. 3 1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы – развитие общих речевых навыков, таких как дыхание, темп и ритм речи; расширение словаря детей, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия; регулирование процессов возбуждения и торможения; постепенное формирование координации движений, их переключаемость, точность. Задачи: Развивающие: 1. Развивать зрительное, слуховое восприятие; 2. Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику, формировать произносительные навыки; 3. Развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребёнка; 4. Развивать и совершенствовать мелкую и общую моторику; Образовательные: 1. Активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового); 2. Увеличить объём памяти; 3. Формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и к самостоятельной связной речи; Воспитательные: 1. Воспитывать у детей положительный, эмоциональный настрой на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым образцам взрослого; 2. Воспитать у детей интерес к занятиям, формировать умение работать в коллективе. 1.2. Принципы и походы к формированию Программы Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 4-6 лет. Процесс обучения построен на реализации дидактических принципов: Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования речевых представлений, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности воспитанников. Принцип психологической комфортности: создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора. Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой личности. 4 Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и различными кружками. Принцип гуманности выражается в воспитании безусловной веры в доброе начало, заложенное в природе каждого ребёнка, отсутствие давления на волю ребёнка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей. 1.3. Объём Программы Программа рассчитана на один год обучения для детей с 4 до 6 лет. Программа предполагает 2 занятия в неделю. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут. В логоритмике выделяют два основых направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства темпа и ритма; активизации всех видов внимания и памяти. Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. 1.4. Планируемые результаты освоения программы Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка: 5 зрительного восприятия, внимания и памяти; слухового внимания и памяти; статической координации движений; произвольной регуляции мышечного тонуса; ориентировки в схеме собственного тела; динамической координации движений рук; артикуляционной моторики; мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативнообразного мышления; смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний; слогоритмической структуры слов; функций фонематического слуха; понимания предметного, глагольного словаря. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Модель образовательного процесса Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. При этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной. Вводная часть составляет 3-5 минут. Сюда могут входить различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега: на носках, на пятках, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. Основная часть включает в себя разнообразные виды двигательных и речевых упражнений (упражнения на развитие: общих речевых навыков – дыхания, голоса, различные распевки (например, пропевание гласных звуков в сочетании с движениями – «звуковая зарядка»); упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем на речевом материале (упражнения на четкое проговаривание слогов с сохранными у детей согласными); артикуляционные и мимические 6 упражнения; игры на развитие всех видов внимания и памяти (моторной, зрительной, слуховой); упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (прежде всего предлагаются задания по различению шумовых, а затем музыкальных звуков); все виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса). Заключительная часть. Заканчивается занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию. Новая тема прорабатывается на протяжении 3 занятий с постепенной подачей изучаемого материала. Например на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры. На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений и упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождать речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры. На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры. 7 2.4. № п/п Тема занятия Задачи 1-2 «Спор грибов и ягод» 3-4 «Путешествие язычка» Тематическое планирование Программы Формирование динамической координации движения рук. Развитие речевого дыхания. Развитие мимических мышц. Развитие коммуникативных умений. Развитие артикуляционной моторики. Формирование динамической координации движения рук. Развитие ритмической выразительности. Стимулирование двигательных умений и навыков. Развитие артикуляционной моторики Развитие мимических мышц Содержание Количество часов 2 Пальчиковая игра «Здравствуй!» Коммуникативная игра «Здравствуй друг!» Двигательные упражнения «Грибы» Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!» Логопедическая гимнастика Пальчиковая игра «Дружба» Логопедическая гимнастика Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Шумовой оркестр Двигательное упражнение «Электричка» Упражнение на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры» 2 8 Развитие речевого дыхания Развитие чувства ритма Развитие эмоциональной выразительности Формирование правильной осанки и походки Развитие координации движений и моторных функций Развитие речевого дыхания Развитие артикуляционной моторики Развитие внимания 5-6 «В гостях у лесного гнома» 7-8 «Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева Развитие чувства ритма Развитие координации движений и моторных функций Формирование пространственных представлений Развитие артикуляционной моторики Развитие внимания Ритмическая игра «Лешкин клён» Двигательные упражнения «В гости к Гному» Пальчиковая игра «Здравствуй» Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды» Упражнение на увеличение силы выдоха «Страшная сказка» Логопедическая гимнастика Игра «Гриб волнушка» Игра на развитие внимания «Лужа» 2 Пальчиковая игра «Здравствуй» Ритмическое упражнение «Лешкин клён» Упражнение на развитие внимания «Полёт» Стихотворение с движениями «Меж еловых лап» Коммуникативная игра «Здравствуй друг Логопедическая гимнастика Коммуникативный танец «Хоровод дружбы 2 9 9-10 «Пых» по мотивам белорусской народной сказки 11-12 «Сбор овощей» Формирование динамической координации движений рук Развитие речевого дыхания Развитие быстрой реакции и внимания Развитие дыхательных мышц и голосового аппарата Развитие темпоритмической организации речи Развитие ритмической выразительности, слуха Формирование двигательных умений и навыков Развитие артикуляционной моторики Стихотворение с движениями «Малина» Танец с листьями Упражнение на развитие дыхания и голоса «Ветерок» Пальчиковая игра «Варим суп» Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание» Подвижная игра «Ежик» 2 2 Фонопедическое упражнение «Осень» Танец с листьями Упражнение «Лужа» Ритмическая игра «Овощи» Двигательные упражнения «На огороде» Стихотворение с движениями «Кабачок» Пальчиковая игра «Варим суп» Артикуляционная гимнастика 10 13-14 «Колосок» по мотивам украинской народной сказки 15-16 «Приключения дождика» 17-18 «Краски осени» Формирование динамической координации движений рук Развитие речевого дыхания Развитие фонематического восприятия Развитие артикуляционной моторики Развитие темпоритмической организации речи Развитие артикуляционной и мелкой моторики Развитие слухового внимания на материале музыкальных звуков, развитие тембрового восприятия. Развитие двигательных умений и навыков Развитие речевого дыхания. Развитие переключаемости артикуляционного аппарата Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Двигательные упражнения «Перелетные птицы» Игра «Птички» Артикуляционная гимнастика Упражнение на развитие чувства ритма «Колосок» Пальчиковая игра «Осенний букет» Хороводная игра «Здравствуй осень!» Ритмическая игра «Дождик, веселей!» Коммуникативная игра «Туча» Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик лей, лей, лей!»» Упражнение на развитие чувства ритма «Будь внимательным!» Пальчиковая гимнастика «Дождик» Артикуляционная гимнастика Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки» 2 Хороводная игра «Здравствуй осень» Фонопедическое упражнение «Перед дождем» 2 2 11 Расширение активного и пассивного словаря Развитие двигательных умений и навыков Развитие динамической координации движений рук Развитие речевого дыхания 19-20 «Палочкавыручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева Развитие динамической координации движений рук Развитие речевого дыхания Развитие мелкой и артикуляционной моторики Развитие коммуникативных умений и навыков 21-22 «Как коза в лесу избушку построила» Развитие фонематического слуха Развитие мелкой и артикуляционной моторики Развитие памяти и внимания Развитие коммуникативных Пальчиковая игра «Осень» Ритмическая игра «Осенние листья» Двигательное упражнение «Осенние листья» Игра «Кто скорее?» Пальчиковая гимнастика «Варим суп» Попевка «Кап-кап-кап» Пальчиковая гимнастика «Осень» Хоровод «Урожай собирай» Попевка «Качели» Игра «Кто скорее?» Упражнение на развитие внимания «Не упади» Мимические упражнения Артикуляционная гимнастика Игра «Зайцы и волк» Хоровод «Урожай собирай» Упражнение на развитие внимания «Замри» Чистоговорки на звуки «Д-Дь» Игра «Кто скорее?» Двигательное упражнение «Елка» Мимические упражнения 2 2 12 умений и навыков Развитие координации движений 23-24 «Кот, петух и лиса» 25-26 «Теремок-холодок» Развитие воображения Развитие подвижности артикуляционного аппарата Формирование грамматического строя речи Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие координации движений Развитие речевого выдоха Развитие динамической и статистической координации общих движений Расширение активного и пассивного словаря Развитие речевого выдоха Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие подвижности и Пальчиковая гимнастика «Строим дом», «Осень» Артикуляционная гимнастика Игра «Волк и коза» Попевка «Небо синее», «Качели» Пальчиковая гимнастика «Строим дом», «Осень» Фонопедическое упражнение «Листочек» Речевое упражнение «Петушок» Двигательное упражнение «Елка» Упражнение на развитие внимания «Замри» Артикуляционная гимнастика Игра «Лиса и петух» Чистоговорка «Холода» Попевка «Небо синее» Игра «Птицы» Развитие общей моторики «Облачко» Артикуляционная гимнастика Упражнение на развитие воображения «Дорожка» Игра «Ты шагай» Пальчиковая гимнастика «Снеговик» Ритмическое упражнение «Мороз» 2 2 13 27-28 Дед Мороз построил дом 29-30 «Отчего у белого медведя нос черный» переключаемости артикуляционного аппарата Хороводная игра «Лавата» Развитие динамической координации общих движений Расширение активного и пассивного словаря Формирование правильной осанки Развитие речевого выдоха Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие чувства ритма Развитие воображения Развитие чувства ритма. Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие речевого выдоха Развитие коммуникативных умений и навыков Попевка «Небо синее» Чистоговорки на звуки «Л-ЛЬ» Фонопедическое упражнение «Метель» Пальчиковая гимнастика «Строим дом», «Снеговик» Игра на развитие внимания «Лесные звери» Артикуляционная гимнастика Ритмическое упражнение «Мороз» Игра «Ветер северный» 2 Двигательное упражнение «Дорожка» Вальс-шутка Пальчиковая гимнастика «Снеговик» Упражнение на развитие внимания «Белый медведь» Двигательное упражнение «Ты шагай!» Артикуляционная гимнастика Фонопедическое упражнение «Напугаем медведя» 2 14 31-32 «Елка» 33-34 «Снеговик на елке» Развитие воображения Развитие чувства ритма Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие речевого выдоха Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движения Развитие восприятия и внимания Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие чувства ритма Развитие коммуникативных умений и навыков Игра «Ветер северный» Ритмическое упражнение «Мороз» Пальчиковая гимнастика «Снеговик» Упражнение «Дорожка» Артикуляционная гимнастика Фонопедическое упражнение «В лесу» Чистоговорки на звуки «П-ПЬ» Игра «Ветер северный» Упражнение на внимание «Сорока» Игра «Лавата» Двигательное упражнение «Ты шагай» Чистоговорки на звуки «В-ВЬ» Фонопедическое упражнение «Зима» Игра «Ветер северный» Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Украшаем елку» Упражнение «Зимние забавы» Ритмическое упражнение «Мороз» Артикуляционная гимнастика Игра «Маскарад» Вальс-шутка 2 2 15 35-36 «Морозята» 37-38 «Мороз Иванович» Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движения Развитие внимания и памяти Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие чувства ритма Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движения Развитие зрительного восприятия. Развитие речевого выдоха Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики Развитие чувства ритма Развитие дикции Фонопедическое упражнение «Морозята» Пальчиковая гимнастика «Украшаем елку», «Мастера» Валс-шутка Игра «Маскарад» Ритмическое упражнение «Мороз» Стихотворение «Осторожный снег» Упражнение «Зимние забавы» Артикуляционная гимнастика Игра «Заморожу» 2 Артикуляционная гимнастика «Потягушки» Упражнения «Умелые ручки», «Зимние забавы» Двигательное упражнение «Ты шагай» Чистоговорки на звуки «К-КЬ» Игра «Яблочко» Упражнение «Дорожка» Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять», «Мастера» Вальс-шутка 2 16 39-40 «Приключения снежинки» Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движения Развитие зрительного восприятия. Развитие речевого выдоха и артикуляционной моторики Развитие чувства ритма Развитие коммуникативных умений и навыков 41-42 «Снежная книга» Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движения Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие мимической и артикуляционной моторики Развитие чувства ритма Развитие коммуникативных умений и навыков Фонопедическое упражнение «Снежинка» Двигательное упражнение «Лесные жители» Игра «Яблочко» Пальчиковая гимнастика «Мастера», «Вышла чашка погулять» Игра «Снежинки, летайте» Упражнение «Умелые ручки» Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика «Язычок» Коммуникативная игра «Здравствуй дружок!» Упражнение «Умелые ручки» Пальчиковая гимнастика «Мастера», «Замок» Двигательное упражнение «Лесные жители» Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался» Упражнение на развитие мимики «Лиса» Игра «Яблочко» 2 2 17 43-44 «Мороз, солнце и ветер» Развитие мелкой моторики пальцев рук Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мимической и артикуляционной моторики Выработка речевого дыхания Развитие коммуникативных умений и навыков 45-46 «Парад на красной площади» Развитие общей и мелкой моторики Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мимической и артикуляционной моторики Выработка речевого дыхания Упражнение на развитие внимания «Лошадка» Упражнение «Умелые ручки» Фонопедическое упражнение «Кто там кричит?» Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Снеговик» Двигательное упражнение «Лесные жители» Артикуляционная гимнастика Коммуникативная игра «Здравствуй дружок» Чистоговорки на звуки «Л-ЛЬ» Игра «Филин» Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер» 2 Игра на развитие слухового внимания «На самолете» Речевая игра «Гости» Коммуникативная игра «Здравствуй дружок» Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Снеговик» Ритмическое упражнение с флажками 2 18 47-48 «Гуси-лебеди» 49-50 «Я маму мою обидел» Развитие коммуникативных умений и навыков Формирование четкой дикции Развитие общей и мелкой моторики Формирование двигательных умений. Развитие слухового внимания и памяти. Развитие мимической и артикуляционной моторики Выработка речевого дыхания Развитие коммуникативных умений и навыков Формирование четкой дикции Обогащение словаря Развитие общей и мелкой моторики Развитие координации речи и движений Развитие артикуляционной моторики Чистоговорки на звуки «Т-ТЬ» Игра «Ритмическое эхо» Игра «Горячий конь» 2 Упражнение «На лошадке» Физкультминутка «Эй, лошадка» Артикуляционная гимнастика Упражнение на развитие дыхания «Гудок» Речь с движением «Поедалочка» Чистоговорки на звуки «К-КЬ» Фонопедическое упражнение «В лесу» Игра «Спрячься от гусей» Речевая игра «Филин» Речь с движением «Поедалочка» Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Мама» Чистоговорки на звуки «М-МЬ» Дидактическая игра на развитие 2 19 51-52 «Кем быть?» 53-54 «Откуда у носорога шкура» Выработка речевого дыхания Развитие коммуникативных умений и навыков Формирование четкой дикции Развитие чувства ритма Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие координации речи и движений Развитие пространственных представлений Развитие артикуляционной моторики Развитие чувства ритма Развитие воображения Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие переключаемости движений. Развитие координации речи и движений Развитие пространственных динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на координацию речи и движения «Самолет» Упражнение «Умелые ручки» Ритмическая игра «Молоток» Артикуляционная гимнастика Игра «Иголка и нитка» Речь с движением «Шофер» Упражнение «Самолет» Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!» Пальчиковая гимнастика «Две матрешки» Игра «Звездочки» Координация речи с движением «У моря», «Обезьяны» Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Носорог» Двигательное упражнение «Кто как идет» Игра на внимание «Купание» 2 2 20 55-56 «Откуда у верблюда горб» 57-59 «Откуда у кита глотка» представлений Развитие ритмической выразительности Развитие артикуляционной моторики Развитие чувства ритма Формирование четкой дикции Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие координации речи и движений Развитие пространственных представлений Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие воображения и ассоциативно-образного мышления Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие координации речи и движений Чистоговорки ша звук «Ш» Игра «Звездочки» Упражнение «Самолет» Упражнение «Верблюд» Игра «Горячий конь» Упражнения на развитие речевого дыхания Артикуляционная гимнастика Координация речи с движением «Самолет», «Мы верблюды» Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие» Двигательное упражнение «В пустыне» Игра «Звездочка» Координация речи с движением «У моря» Коммуникативная игра «Рыбки» Песенка «Рыбка» 2 3 21 60-62 «Космическое путешествие» Развитие пространственных представлений Развитие артикуляционной моторики Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие воображения и ассоциативно-образного мышления Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие координации речи и движений Развитие пространственных представлений Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие ритмической выразительности Развитие воображения и ассоциативно-образного мышления Артикуляционная гимнастика Игра «Кот и рыбки» Речевое упражнение «Рыбки разговаривают» Пальчиковая гимнастика «Киты» Пальчиковая гимнастика «Космонавты» Координация речи с движением «Где петушок носит гребешок», «Обезьянки» Фонопедическое упражнение «Ракета» Упражнения «Полет», «У моря» Массаж пальцев «Звездочки» Артикуляционная гимнастика Музыкально-ритмическая игра «волшебный цветок» Упражнение на развитие мимических мышц «Цветок» Ритмический танец «Веселые путешественники» 3 22 63-65 «Лекарство от зевоты» Развитие тонких движений пальцев рук. Развитие координации речи и движений Развитие пространственных представлений Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики Развитие коммуникативных умений и навыков Развитие ритмической выразительности Развитие воображения и ассоциативно-образного мышления 3 Фонопедическое упражнение «Весна» Ритмический танец «Веселые путешественники» Артикуляционная гимнастика Координация речи с движением «Где петушок носит гребешок», «Обезьянки» Пальчиковая игра «Две мартышки» Ритмическое упражнение «Смешинки» Игра «Солнечные зайчики и тучка» 66-68 «На пруду» Развитие внимания Развитие равновесия Развитие координации движений Развитие мимической и артикуляционной моторики Развитие пространственных представлений Развитие чувства ритма Двигательное упражнение «Олень» Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Ерши» Игра «Жуки» Игра «Ритмическое эхо» Ритмическая игра «На пруду» Упражнение на равновесие «Аист» Упражнение на развитие внимания «Аист» 3 23 69-71 «Колобок» Развитие двигательномоторной координации Развитие артикуляционной и мелкой моторики Развитие эмоциональности Развитие речевого дыхания Развитие внимания и памяти 72-74 «Волшебное зеркальце» Развитие артикуляционной и мелкой моторики Развитие координации речи и движений Развитие зрительного восприятия и внимания. Развитие коммуникативных умений и навыков 75-77 «Как муравей дом солнышка искал Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мелкой Игра «Петя-петушок» Хороводная игра «Колобки» на мотив русской народной песни «Каравай» Фонопедическое упражнение «Полюбуйся – весна» Коммуникативная игра «Рыбки» Координация речи с движением «Месим тесто» Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Солнечные зайчики» Закличка «Солнышко-ведрышко» Игра «Солнечные зайчики и тучка» Динамическая пауза «Принцесса» Коммуникативная игра «Посмотри в зеркальце» Артикуляционная гимнастика Двигательное упражнение «Мишкаворишка» Игра «Пчелы и медведь» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Фонопедическое упражнение «Колокольчики-будилки» 3 3 3 24 78-80 «История о том, как Гном построил дом» моторики Развитие координации движений Развитие чувства ритма Развитие слухового внимания и памяти. Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мелкой моторики Развитие равновесия. Развитие координации движений. Развитие чувства ритма 3 Общее количество академических часов: Двигательное упражнение «Муравьи» Ритмическое упражнение «Маляры» Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Ритмическая игра «Паучок и мушки» Фонопедическое упражнение «Утро» Координация речи с движением «Солнышко» Двигательное упражнение «Солнечные зайчики» Артикуляционная гимнастика Ритмическая игра «Молоток» Упражнение на равновесие «Аист» Пальчиковая гимнастика «Гусеница» 80 25 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды. К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников речевых навыков: - спортивный или музыкальный зал; - наличие музыкальной аппаратуры, ноутбук; - наличие пособий и материалов для занятий по логоритмике; - стулья по росту детей 26 3.3. Календарный учебный график Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика МБДОУ. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год Содержание Количество возрастных групп в каждой параллели Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года, всего, в том числе: I полугодие II полугодие Продолжительность учебной недели Объём образовательной нагрузки в неделю (количество занятий/мин) Сроки проведения мониторинга Средняя группа (4-5 лет) Старшая группа (5-6 лет) 2 01.09.2022 30.06.2022 40 недель 16 недель 24 недели 5 дней 2/20 01.09.2022 - 16.09.2022 16.06.2023 - 30.06.2023 3.4.Учебный план Разделы Средняя группа (4-5 лет) Продолжительность Периодичность Логоритмика 20 мин. Неделя Месяц 2 8 Старшая группа (5-6 лет) 25 мин Неделя Месяц 2 8 Итого за период обучения 80 3.5. Кадровые условия реализации Программы. Занятия по дополнительной образовательной программе «Логоритмика» проводит педагог дополнительного образования. Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей 27 руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. 3.6. Материально-техническое обеспечение Программы: 1. Музыкальный или спортивный зал. 2. Методические пособия: - Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004. - О.А. Новиковская, Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – С-Пб.: «Корона.Век», 2013. - Екатерина Кузнецова Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Гном и Д, 2002. 3. СД – диски, флеш-накопители. 4. Ноутбук, музыкальный центр. 1.7. Формы оценки планируемых результатов Мониторинг проводится два раза в год. В начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и мелкой моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий. Повторный мониторинг проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Мониторинг неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.. Критерии: Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника и др.»). 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. 28 2. Показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади. Состояние общей моторики. 1. Предложить детям показать несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – корзинка, кошка, мышка. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1) правой рукой, левой рукой. Игра «Кулак – ладонь - ребро» (правой, затем левой рукой). Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 5 - 6 лет предлагают цепочку из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка» Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю. - Детям 5 - 6 лет предлагается серия из 7 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, присесть, встать прямо, опустить руки). Уровни освоения программы: 29 Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки. Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1) Отметка о результате освоения раздела программы не является оценкой успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации обучения. 30 Приложение № 1 Мониторинг освоения Программы № п/п Слуховое внимание Ориентиро вание в пространст ве Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики н.г. н.г. н.г. н.г. Ф.И. ребёнка к.г. к.г. к.г. к.г. Слухорече Двигатель вая память ная память н.г. к.г. н.г. к.г. Итого н.г. к.г. 1. 2. 3. Обработка результатов: Н – низкий уровень С – средний уровень В – высокий уровень 31 Приложение № 2 Методические пособия: 1. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 34 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. О.А. Новиковская, Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – С-Пб.: «Корона.Век», 2013. 3. Екатерина Кузнецова Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи – М.: Гном и Д, 2002. 32 Приложение № 3 Средняя группа №6 Средняя группа №9 Старшая Группа № 2 15.45 – 16.05 16.15 – 16.35 15.10 – 15.35 15.45 – 16.05 16.15 – 16.35 Старшая группа № 11 15.10 – 15.35 Пятница Четверг Среда Вторник Понедельник Расписание занятий «Логоритмика» на 2022-2023 учебный год Итого 2 2 15.45 – 16.10 15.10 – 15.35 2 2 33