ПРО-детей

08.12.2022

Образовательная программа «ПРОдетей» ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями.

Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения.

Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Основной акцент в программе сделан на развитых формах сюжетно-ролевой игры.

При составлении программы игра рассматривалась как естественный возрастосообразный контекст развития ребенка дошкольного возраста, при этом была проведена большая работа по наполнению конкретным образовательным содержанием принципиальных положений Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и многих других ученых и практиков, работавших в рамках культурно-исторической психологии и педагогики.

Содержание программы опирается на интересы ребенка, пробуждает в детях любопытство, удерживает их вовлеченность в обучающие и просто увлекательные сюжетно-ролевые игры.

Методики, представленные в программе, основаны на культурно-историческом подходе к образованию и направлены на развитие первичных знаний дошкольников в области математики, грамоты, а также на ознакомление с окружающим миром, укрепление понимания времени, чисел и др. Педагоги формируют у ребенка навыки счета, письма, логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки.

В программе собраны развивающие технологии, предполагающие игровую форму обучения, делая его интересным и увлекательным для детей, и учитывающие возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Программа включает в себя также способы экспресс-диагностики развития ребенка, позволяющие определить степень усвоения им конкретных понятий, уровень овладения навыками и пр.

При создании программы авторы опирались на международную дошкольную образовательную программу Tools Of the Mind (TOM) (E. Bodrova, D. Leong, 2017), в которой представлены образцы технологий, основанных на игровом подходе. Для адаптации материалов к российской социокультурной ситуации потребовалось не только интегрировать лучшие международные традиции дошкольного образования, но и разработать новые технологии, учитывающие национальный контекст.

Программа обеспечивает развитие дошкольника в разных образовательных областях, включая формирование способности к планированию и контролю собственных действий (саморегуляции), освоение ребенком содержания, отвечающего культурным ожиданиям семьи и общества. Поддержка способности ребенка к самостоятельной произвольной регуляции своих действий осуществляется посредством включения в занятия специальных упражнений и организованного руководства детской игрой.

Конкретное содержание программы строится в зависимости от образовательной ситуации в стране, регионе, городе, дошкольной организации.Хочу такой сайт

Хотя школьная подготовка не является центральной целью программы, по мере включения ребенка в специфические виды активности (ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.) формируются предпосылки для перехода к учебной деятельности.

Программа «ПРОдетей» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: обеспечивается развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивная социализация и индивидуализация, охрана и укрепление физического и психического здоровья; эмоциональное благополучие регулируется целевыми ориентирами с учетом его индивидуальных особенностей и социальной ситуации развития (ФГОС ДО, пп. 1.6, 4.7).

В программе «ПРОдетей» применяются методы, основанные на максимальной индивидуализации обучения и воспитания, поэтому в практике воспитателя роль фронтальных методов будет относительно невысока. Предпочтение отдается совместным и совместно-распределенным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий и активностей партнеров. При этом дети используют специально разработанные обучающие материалы, которые позволяют выполнять задания в диадах и малых группах при минимальном участии воспитателя.

Способность детей к самоорганизации дает воспитателю возможность индивидуально заниматься с теми, кому необходимо особое внимание. Высокая степень индивидуализации процесса позволяет успешно применять программу в дошкольных учреждениях различных категорий и использовать ее в работе как с одаренными, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для овладения программой воспитатели проходят серию очных и виртуальных тренингов, однако для повышения эффективности процесса рекомендуется, чтобы обучение прошел весь педагогический персонал дошкольной организации: заведующий, методист, педагог-психолог и др.

Программа будет полезна также родителям, которые всерьез заинтересованы в развитии и образовании своих детей, в том, чтобы ребенок рос в обстановке творчества и получал удовлетворение от познания и общения.

Надеемся, что программа «ПРОдетей» будет воспринята педагогами и родителями как залог познания ребенком жизни, его плодотворного развития. Мы уверены, что ее применение принесет радость и детям, и взрослым.

Елена Бодрова, Елена Юдина

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».