Обогащение детской сюжетно-ролевой игры

05.02.2023

Предлагаю вам поговорить о главном виде детской деятельности. Каком? Конечно игре. А именно о способах, приемах и методах обогащения сюжетно-ролевой игры (развивается которая в возрасте 5-7 лет).

Хочу напомнить вам о классическом эксперименте Зинаиды Михайловны Мануйленко, проведенного в 1949 году. Она измеряла, сколько времени дошкольники могут сохранять одну и ту же позу. Сначала Зинаида Михайловна просто просила малыша постоять как можно дольше, потом то же самое предлагала ему сделать в роли часового: ты охраняешь фабрику, и поэтому тебе нельзя двигаться. Эксперимент проводили с детьми трех, пяти и шести-семи лет. В три года дети не принимают роль и сохраняют позу максимум одну-две минуты как в игре, так и без нее. У пятилетних обнаружились очень серьезные расхождения: если просто так ребенок мог простоять три минуты, то в игре он сохранял позу девять минут, в три раза дольше. А к семи годам эта разница сглаживается. Формируется способность к произвольным действиям и именно в игре.

Почему этот механизм так устроен, что игра становится обязательной, чтобы процесс вообще начался?

Игра вообще парадоксальна по самой своей природе: она сочетает свободу, творчество, непринужденность с жестким требованием выполнять совершенно определенные правила, связанных с данной ролью, позже — вытекающих из договора со сверстниками.Хочу такой сайт

Через 55 лет эксперимент повторили, дети играли роль охранника банка.  Результат: дети почти в два раза меньше времени могут простоять без движения во всех возрастах и во всех ситуациях, то есть меньше могут управлять собой, но главное в том, что разрыв в поведении в игре и вне игры, прежде характерный для пятилеток и исчезавший к шести-семи годам, теперь не исчезает. То есть дети не учатся управлять собой, своим телом, это не превращается в обычный навык, остается только в игре. Игра теперь не формирует способность к произвольным действиям. Почему? Да потому, что не умеют играть, нет достаточного количества времени, из игры уходит «правилосообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и ответственностью поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает поведение ребенка из «полевого», зависимого от ситуации, в «волевое».

Игра не приходит сама собой; детей надо учить играть, они нуждаются в образцах и сюжетах для ролевых игр. Раньше были разновозрастные детские компании, образцы и сюжеты переходили от старших к младшим. Сейчас это ушло, а чтобы начали играть наши дети, нужно, чтобы наши педагоги имели инструменты для поддержки и обогащения детской игры.

Инструменты для обогащения детской игры.pdf (скачать) (посмотреть)
Неструктурированный материал.pdf (скачать) (посмотреть)

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».