05.02.2023
Предлагаю вам поговорить о главном виде детской
деятельности. Каком? Конечно игре. А именно о способах, приемах и методах
обогащения сюжетно-ролевой игры (развивается которая в возрасте 5-7 лет).
Хочу
напомнить вам о классическом эксперименте Зинаиды Михайловны Мануйленко,
проведенного в 1949 году. Она измеряла, сколько времени дошкольники могут
сохранять одну и ту же позу. Сначала Зинаида Михайловна просто просила малыша
постоять как можно дольше, потом то же самое предлагала ему сделать в роли
часового: ты охраняешь фабрику, и поэтому тебе нельзя двигаться. Эксперимент
проводили с детьми трех, пяти и шести-семи лет. В три года дети не принимают
роль и сохраняют позу максимум одну-две минуты как в игре, так и без нее. У
пятилетних обнаружились очень серьезные расхождения: если просто так ребенок
мог простоять три минуты, то в игре он сохранял позу девять минут, в три раза
дольше. А к семи годам эта разница сглаживается. Формируется способность к
произвольным действиям и именно в игре.
Почему этот
механизм так устроен, что игра становится обязательной, чтобы процесс вообще
начался?
Игра вообще
парадоксальна по самой своей природе: она сочетает свободу, творчество,
непринужденность с жестким требованием выполнять совершенно определенные
правила, связанных с данной ролью, позже — вытекающих из договора со
сверстниками.
Через 55 лет
эксперимент повторили, дети играли роль охранника банка. Результат: дети почти в два раза меньше
времени могут простоять без движения во всех возрастах и во всех ситуациях, то
есть меньше могут управлять собой, но главное в том, что разрыв в поведении в
игре и вне игры, прежде характерный для пятилеток и исчезавший к шести-семи
годам, теперь не исчезает. То есть дети не учатся управлять собой, своим телом,
это не превращается в обычный навык, остается только в игре. Игра теперь не
формирует способность к произвольным действиям. Почему? Да потому, что не умеют
играть, нет достаточного количества времени, из игры уходит
«правилосообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и
ответственностью поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование
своих действий превращает поведение ребенка из «полевого», зависимого от
ситуации, в «волевое».
Игра не приходит сама собой; детей надо учить играть, они нуждаются в образцах и сюжетах для ролевых игр. Раньше были разновозрастные детские компании, образцы и сюжеты переходили от старших к младшим. Сейчас это ушло, а чтобы начали играть наши дети, нужно, чтобы наши педагоги имели инструменты для поддержки и обогащения детской игры.
Комментарии0
Новый комментарий