Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида № 464
Описание образовательной программы
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида № 464 (далее ОП ДО) составлена в соответствии с требованиями
Федеральной образовательной программой дошкольного образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N
1028.
Образовательная программа позволяет реализовать
несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста
как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и
культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными
средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного
образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого образовательного пространства воспитания
и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
ОП ДО реализует единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в ДОО, и планируемые
результаты освоения образовательной программы. Образовательная программа
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО).
Основой для
самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательной программы (далее -
Программа) являются ФГОС ДО и Федеральная программа. Обязательная часть Программы
соответствует Федеральной программе и составляет не менее 60% от общего объема.
Часть Программы, формируемая ДОО и другими участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных
образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые
результаты образовательной программы ДОО полностью соответствуют (не ниже)
содержанию и планируемым результатам Федеральной программы.
Образовательная программа включает в себя
учебно-методическую документацию, в состав которой входят Рабочая программа
воспитания (далее – Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня
дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее -
План) и иные компоненты.
В образовательной программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе образовательной программы
представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты
освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на
этапе завершения освоения образовательной программы; подходы к педагогической
диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В
нем также представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации образовательной программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов, культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей
работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП), в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания и направления воспитательной
работы, предусматривающие приобщение детей к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правила и нормы
поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает
описание психолого-педагогических и кадровых условий программы; организацию
развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания в соответствии с требованиями
Федеральной программы.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для использования в
образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В организационном разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных
группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
ДОО самостоятельно определяет способы реализации
образовательной деятельности в соответствии с конкретными условиями,
предпочтениями педагогического коллектива ДОО и других участников
образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программы, направленной на обучение и
воспитание, предполагает ее интеграцию в едином образовательном процессе,
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учетом принципов ДО, зафиксированных в ФГОС ДО.
Реализация Программы и создание единой образовательной
среды создает основу для преемственности уровней дошкольного и начального
общего образования.