Адаптированная образовательная программа МАДОУ детский сад комбинированного вида № 464 для детей с ТНР
Описание образовательной программы
АОП ДО для обучающихся с ТНР разрабатывалась с учетом
концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и
специальной психологии и разработана с
учетом Основной образовательной программы МАДОУ детский сад
комбинированного вида № 464, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО), Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ТНР и «Комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» (Нищева Н.В. Издательство «Детство-Пресс, 2021
год).
Она базируется:
1.
На современных представлениях
лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей
действительности и познания мира;
2.
На философской теории познания,
теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и
познавательной деятельности.
В
основе Программы лежит психолингвистический подход к
речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей
семантический, синтаксический, лексический, морфологический и
фонетический компоненты,
предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства
языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей,
коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных
нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности.
АОП ДО для обучающихся с ТНР включает следующие
образовательные области:
1
Социально-коммуникативное развитие;
2.
Познавательное развитие;
3 Речевое развитие;
4.Художественно-эстетическое развитие;
5.Физическое развитие.
Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи
(далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу,
характеризующуюся разной степенью
и механизмом нарушения
речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического
развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками
речевого общения.
Дошкольники с
ТНР овладевают грамматическими формами словоизменения, словообразования, типами
предложений, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном
речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ТНР
проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развитии
морфологической и синтаксической системы языка, семантических
формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
При включении ребенка с речевыми нарушениями в
образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным
условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря
имеющейся в Российской Федерации системы психолого-медико -педагогической
помощи дошкольникам с ТНР.
По своему организационно-управленческому
статусу Программа обладает модульной структурой.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта
включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой
раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы
включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных
областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в
различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие
виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) форма
активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
тяжелыми нарушениями речи в общество.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ТНР в
условиях дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся
раннего и дошкольного возраста с ТНР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной и компенсирующей
направленности.
Организационный
раздел
программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
ребенка с ТНР, особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды, федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы Организации.